2017-04-28T10:41:45+03:00

Такой кодекс нам не нужен!

Кодекс об образовании остается бессмысленным и бессодержательным документом
Поделиться:
Комментарии: comments18
Согласно новому Кодексу об образовании учеников теперь нет, есть обучающиеся.Согласно новому Кодексу об образовании учеников теперь нет, есть обучающиеся.Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Есть две главные причины, по которым я считаю, что уже принятый Кодекс об образовании и обсуждаемая сейчас новая редакция этого кодекса - бесполезные документы, на создание которых уже бессмысленно потратили и еще потратят достаточно много государственных денег.

1. Какие ассоциации возникают у нас в связи со словом "кодекс"? Уголовный кодекс, Кодекс законов о труде, Гражданский кодекс, Кодекс о браке и семье... И мы знаем, что за нарушение этих кодексов нас ждут неприятности - большие и маленькие. А что произойдет в случае нарушения Кодекса об образовании, какое наказание ждет нарушителя? Правильно, ничего не произойдет, никто и никак наказан не будет. В этом кодексе нет никаких статей об ответственности за его несоблюдение, да и практика свидетельствует о том, что его нарушение ненаказуемо. Например, в действующем кодексе написано, что в классах не может быть больше 25 учеников, а в реальности во многих классах их 30 - 32. И? Кто-нибудь за это ответил, кто-то наказан? Нет! Как никто не наказан за несоблюдение норм по «грузоподъемности» школьного портфеля, несоблюдение санитарных норм учебной нагрузки, срыв учебного процесса из-за посещения бесконечного количества разнообразных бессмысленных мероприятий, нелегальный сбор денег на ремонт и оборудование классов. Нет оснований полагать, что новый кодекс будет соблюдаться. Как я думаю, его можно будет безнаказанно нарушать грубо и часто. А кому нужен закон, за нарушение или несоблюдение которого не наступает никаких последствий?

2. Я прочитал новую редакцию кодекса и узнал, что днем светло, ночью темно, земля вращается вокруг Солнца. Действительно, в кодексе описаны абсолютно очевидные факты: есть вузы, школы и детские сады, есть преподаватели и ученики. Стоп, вот и новация! Учеников теперь нет, есть обучающиеся. Правда, в русском языке это слово не употребляется без существительного, и Word его подчеркивает как написанное с ошибкой. Больше ничего содержательного я в кодексе не нашел. Но тогда зачем на его создание тратить значительные временные и материальные ресурсы? Можно было бы по аналогии с Кодексом строителя коммунизма уместить весь текст на одной странице или вообще вспомнить знаменитое ленинское: «Учиться, учиться и учиться», - и уместить весь Кодекс об образовании в одну строку.

По сути, сейчас создается новая редакция закона, про которую по-прежнему хочется воскликнуть: «Такой хоккей, то есть кодекс, нам не нужен!» И сразу возникает вопрос: а какой Кодекс об образовании нужен и нужен ли он вообще? Да, такой кодекс крайне необходим, законодательство об образовании стремительно отстает от жизни. Что должен делать учитель, если ученик опоздал на урок? А если ученик срывает урок? А если списывает? Как себя вести учителю, если его оскорбляют? А если оскорбляют ученика? Какая должна быть у ученика нагрузка? А у учителя? Кто, как и за чей счет должен производить ремонт в школьных кабинетах? Кому подчиняется директор школы - Министерству образования или райисполкому? В каких случаях учеников можно снимать с уроков? Могут ли родители не водить ребенка в школу?

Продолжать перечень вопросов, на которые нет в законодательстве точного ответа с указанием прав, обязанностей и ответственности всех участников образовательного процесса, можно бесконечно. Ответов на эти вопросы нет и не предвидится. Между тем в европейских странах эти вопросы урегулированы в документах от национального законодательства до устава школ, где все, что можно, прописано до мелочей и нюансов и выполняется.

Я считаю, что нужно сначала обсудить не новую редакцию кодекса, а сформулировать и систематизировать накопившиеся вопросы, а затем организовать серьезную совместную работу юристов, руководителей всех уровней и педагогов по поиску ответов на них.

И чтобы моя статья не заканчивалась столь сухо и нудно, несколько свежих реальных историй.

1. Родители ребенка написали в вышестоящие инстанции жалобу на школу, так как, по их мнению, в школе неподходящий директор и учитель начальной школы. Проверка пришла в школу и выяснила, что жалобу написали родители пятилетнего ребенка, которые согласятся отдать его в данную школу, если в ней поменяется директор и учитель для первоклассников.

2. Бабушка ученика предъявила учителю претензию, что он дает контрольную работу в полнолуние.

3. Родители ученика обратились к директору школы с жалобой на учителя, что она слишком поздно выкладывает домашнее задание в электронном виде, и родители не могут проверить, правильно ли их сын записал домашнее задание в дневник.

И, кстати, было бы неплохо, чтобы в новом кодексе прописывалась ответственность родителей за неподобающее поведение.

Еще больше материалов по теме: «Евгений Ливянт: мнение репетитора»

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также