2017-04-18T21:31:48+03:00
КП Беларусь

Валентин Елизарьев: Семь лет не заходил в театр со служебного входа

Народный артист СССР в этом году отметит юбилей
Поделиться:
Фото: Никита ФЕДОСИКФото: Никита ФЕДОСИК
Изменить размер текста:

Уверены: если предложить продолжить фразу: «Белорусский балет – это….», ответ, который даст и заядлый театрал, и человек, пару раз в жизни побывавший на балетных спектаклях, будет таков: Елизарьев. Накануне семидесятилетия мы поговорили со знаменитым балетмейстером о жизни вне театра, учениках, конфликтах и семейном счастье.

Да, именно с Елизарьевым для многих из нас ассоциируется белорусский балет, хотя с начала 2009 года Валентин Николаевич в Большом театре не работает и не поставил за эти годы в Минске ни одного спектакля. Но публика и сегодня ходит на его «Спартака», «Кармина бурана», «Сотворение мира»…

- Треть моих спектаклей не идет, а те, что идут, - в плохом качестве, - переживает балетмейстер. - Балет - особая профессия, в которой обязательно нужно репетировать. Без меня восстановили «Страсти», я посмотрел – такой кошмар! В театральном мире принято, что при живом авторе возобновление спектакля делает человек, создавший его. К сожалению, в театре не посчитали нужным пригласить меня. А ведь этот спектакль получил в Париже «Оскара» в сфере балета, премию «Бенуа де ля Данс»…

Через полгода Елизарьеву – 70. И юбилей он будет все же праздновать на сцене, которой отдал более 35 лет жизни. И поклонники заговорили о том, что Елизарьев возвращается в театр…

- У меня будет два вечера: 31 октября будет идти обновленный «Спартак», а 2 ноября состоится вечер звезд белорусского и мирового балета.

- Почему именно «Спартак»? Может быть, стоило поставить новый балет? Вернуться к «Клеопатре», которую собирались поставить как раз в 2009-м?

- «Спартак» - потому что мне дают только шесть или семь репетиций. Спектакль за это время поставить невозможно. Обычно я успевал поставить новый спектакль за два месяца, но в среднем в сезон выпускали четыре спектакля - две оперы, два балета.

Поэтому в «Спартаке» некоторые сцены поставлю заново – время пришло. Поскольку я живой автор, могу со своим текстом (хореографическим. – Ред.) делать все, что захочу. Это ведь 80-го года постановка, 37 лет на сцене, 20 государств объездила, из года в год приглашают и приглашают – вот опять в Голландию позвали. Декорации и костюмы уже полуистлевшие, всему нужно обновление. Введу обязательно молодежные составы.

- Кто же будет Спартака танцевать?

- Молодежь еще не знаю - хочу походить в класс, присмотреться. Потому что на сцене не всегда артиста увидишь. Я часто из-под палки открывал солистов.

- Из-под палки?

- Это не палка, которой бьют, а та, за которую балетные держатся в классе. Бывает, годами под палкой сидели, а я таких находил! И они потом имена себе делали.

К юбилею Елизарьев обновит своего легендарного «Спартака».

К юбилею Елизарьев обновит своего легендарного «Спартака».

«ЧЕТЫРЕ ГОДА РЕМОНТА ТЯНУЛ БАЛЕТ НА СЕБЕ»

- Выходит, «Клеопатры» уже не будет?

- Все случилось (скандал и громкое увольнение Елизарьева из театра. – Ред.) прямо накануне премьеры. Я, может быть, сгоряча, может быть, из-за гордыни подал заявление. Работа над спектаклем была остановлена.

К тому скандалу Валентин Николаевич возвращается во время разговора не раз.

- Четыре года шел ремонт в театре, я тащил балет без собственной сцены, без репетиционной базы, во Дворец республики нас пускали только в день спектакля. Как мы выжили… При этом я старался вникать в ремонт очень плотно, все обращались ко мне с вопросами о том, что и как делать, я настоял, чтобы у сцены появился наклон, так как понимал, что это будет хорошо для зрелищности спектаклей и все главные театры мира имеют наклонную сцену.

После ремонта было решено балет и оперу объединить. А у Валентина Елизарьева случился конфликт с тогдашним министром культуры, и он получил предложение занять лишь должность художественного руководителя балета, хотя ему было обещана должность директора-художественного руководителя всего театра.

- С этой должности я начинал в театре в 26 лет! – возмущается хореограф. – Тогда я и написал заявление, которое сразу подписали.

- Но вы были фигурой номер один в белорусском балете, в Советском Союзе входили в тройку лучших хореографов. Вы могли себе представить, что с вами так обойдутся?

- Нет.

- Ситуацию, наверняка, прокручивали потом сотни раз. Может быть, вам нужно было себя повести по-другому?

- Это значит пойти на компромисс с самим собой? Мне гордость никогда не позволила бы. Я тогда много получил ударов, когда люди, с которыми ты общался годами, которым помогал, вдруг перестают даже звонить. Тяжело, когда предает друг, которого всегда тянул за собой. За все годы ни разу не пришел, не позвонил… Да, есть те, кто остался рядом на все эти годы. Прежде всего, артисты. Жаль только, что годы мимо идут... Но я несколько спектаклей поставил за рубежом, преподаю, живу неплохо - не могу сказать, что получаю меньше, чем тогда, когда работал в театре. Но нет среды и нет больших спектаклей. Наступила пустота.

У Валентина Николаевича двое внуков. Фото: личный архив

У Валентина Николаевича двое внуков. Фото: личный архив

«С 2009 ГОДА НИ РАЗУ НЕ ЗАШЕЛ В ТЕАТР СО СЛУЖЕБНОГО ВХОДА»

- Вы не чувствуете своей вины за то, что не оставили преемника?

- Почему? Я вырастил целое поколение хореографов, всем дал возможность дипломный спектакль поставить в театреРаду Поклитару, Володя Иванов, Наташа Фурман, сейчас очень хорошие ребята есть... Я в своих учениках останусь. Я постарался выявить их индивидуальности, а для успеха в театре должно сойтись многое в один момент. Мне когда-то в жизни очень повезло - я ведь к Минску никакого отношения не имею, попал сюда по распределению из Питера. Думал, сделаю 1-2 спектакля и уеду в любимый город. Но остался, полюбил труппу, театр. Я же пацан был 26-ти лет. И сразу на главную должность. А в труппе были артисты, старше меня на 10-15 лет, сложившиеся мастера. Но пришлось работать - и получилось.

- И все эти годы говорили о «балете Елизарьева».

- Сейчас труппа мало ко мне имеет отношения, там большая текучка, труппа засорена. Во всяком случае, классическое наследие смотреть невозможно.

- А вы бываете на всех премьерах?

- Стараюсь. И на оперу, и на балет. Но только по билетам.

- И со служебного входа с 2009-го года…

- …ни разу не вошел в театр. Только на днях (наша беседа состоялась в первых числах апреля. – Ред.) пойду заключать договор на юбилей. И это будет первый раз.

- Валентин Николаевич, творческие люди вообще-то на пенсию не уходят.

- Григоровичу будет 91 год - и он в Большом театре России, потому что нужен профессионал, авторитет. Хотя он уходил, был 17 лет вне театра. Где есть творческий лидер, там есть театр. А где нет, все пахнет тухлятиной. И артисты ходят на работу, а не за творчеством.

- Но не всем творческим личностям удается сохранить собственный уровень. Это страшно – не соответствовать своим достижениям?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно что-то делать. А я не делаю. Но возраста, кстати, своего не чувствую. Ощущаю себя лет на 50. Я очень сильный физически, и все в порядке с мозгами.

- На юбилее станцуете? (на 60-летии Елизарьев выдал такой сиртаки, что молодежь была в шоке. – Ред.)

- Разве что в роли Спартака (смеется). Нужно к октябрю похудеть.

С супругой Валентин Николаевич вместе уже 47 лет. Фото: личный архив

С супругой Валентин Николаевич вместе уже 47 лет. Фото: личный архив

«СУПРУГА УШЛА СО МНОЙ ИЗ ТЕАТРА В ЗНАК ПОДДЕРЖКИ»

- Как вы сейчас живете?

- У меня много свободного времени, и первые годы я просто изнывал, ведь до этого 35 лет была бурная деятельность. Но сейчас как-то привык. У меня очень хорошая семья, жена, дети, внуки. Это серьезная поддержка.

- Внуки живут в Болгарии? (Старший сын Елизарьева живет в Болгарии, на родине супруги Елизарьева - Ред.)

- Да, но они несколько раз в год приезжают в Минск, и мы туда ездим с женой по очереди, как дедушка-бабушка. Дочка тут, в Минске, возглавляет в Большом театре отдел международных связей.

- С Маргаритой Николаевной вы вместе уже…

- С 1970 года. 47 лет.

- Раскроете секрет семейного счастья?

- Любовь и уважение – этого достаточно. С ней очень интересно, она жизнь свою мне посвятила. И ушла из театра в знак поддержки вместе со мной (Маргарита Изворска-Елизарьева возглавляла оперную труппу. – Ред.).

- Муж, который сутками окружен красивыми девушками – то еще испытание. Должен же постановщик влюбляться в своих актрис?

- Я и влюблялся в каждую - но это же творческая влюбленность… А в браке важно умение уступить друг другу, помочь в трудную минуту. И раствориться один в другом. Но я совсем не поэт, чтобы об этом рассказывать.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также