2017-05-16T13:47:25+03:00
КП Беларусь

В минских электробусах ездят первые пассажиры: «Это как троллейбус, только автобус!»

Пока горожане путаются, на каком все же транспорте они едут, специалисты учатся подзаряжать новинку - не все идет гладко [фото]
Поделиться:
С 15 мая электробусы начали возить горожан.С 15 мая электробусы начали возить горожан.Фото: Сергей ГАПОН
Изменить размер текста:

Электробусы, которые давно обещали выпустить на минские улицы, наконец-то начали возить пассажиров. Напомним, сначала их хотели запустить к Новому году, потом - к 9 Мая, сейчас официальный старт назначили на 3 июля.

Но с понедельника, 15 мая, прокатиться на новинке уже может любой желающий. Четыре электробуса в тестовом режиме запустили по маршруту 59-го троллейбуса: они возят минчан от Долгобродской до Асаналиева.

С первыми пассажирами проехали и корреспонденты «Комсомолки».

«Я этот электробус утром увидела, а теперь решила прокатиться»

Понедельник, разгар рабочего дня. К конечной остановке на Долгобродской подъезжает троллейбус. Пока пассажиры заходят, сзади подъезжает электробус. Он идет точно по такому же маршруту, но некоторые люди, завидев новинку, выходят из троллейбуса и переходят в электробус.

- Я его еще рано утром видела, - говорит одна из пассажирок Наталья. - А сейчас вот снова заметила и решила специально пересесть.

Наталья специально решила прокатиться на электробусе, хотя изначально села в троллейбус. Фото: Сергей ГАПОН

Наталья специально решила прокатиться на электробусе, хотя изначально села в троллейбус.Фото: Сергей ГАПОН

Двери пока не открываются - электробус стоит на зарядке. Но, похоже, что-то не так: водитель то опускает, то поднимает пантограф (устройство для зарядки), пробует нажимать разные кнопки в салоне.

В конце концов, водитель открывает двери, и пассажиры попадают внутрь. Мы идем в кабину - узнать о впечатлениях водителя. Но он не в настроении:

- Можем не доехать, зарядиться до конца не получилось, - тихо говорит водитель, но все-таки принимает решение ехать. От графика уже отстаем на 10 минут.

Управляют электробусами водители троллейбусов. Фото: Сергей ГАПОН

Управляют электробусами водители троллейбусов.Фото: Сергей ГАПОН

Пассажиров становится все больше. Хорошо видна реакция людей на остановках - у многих удивленные лица. Одни фотографируют новинку на смартфоны, сразу не могут понять, что это: троллейбус или автобус?

- Я правильно сел, вроде 59-й троллейбус? - спрашивает попутчиков пожилой мужчина.

- Да, это как троллейбус, только автобус, - со знанием дела отвечает женщина.

Первые пассажиры минских электробусов. Фото: Сергей ГАПОН

Первые пассажиры минских электробусов.Фото: Сергей ГАПОН

Как на перекрестке встретились электробус и электромобиль

Едем по Могилевской, любуемся красивым салоном с приятными мягкими зелеными сиденьями. Поглядываем на водителя - все ли хорошо? Зная, что зарядки у нас мало, замечаем, что водитель ее экономит: разгоняется очень плавно, едет небыстро.

На перекрестке с Жуковского, видимо, снова что-то происходит. Стоим в средней полосе, но ехать почему-то не можем. Водитель нажимает на кнопки, слышны какие-то щелчки.

- Наверное, делает перезагрузку, - шутят молодые пассажиры. Пропускаем один цикл светофора, но потом все же двигаемся дальше.

На одном из перекрестков в соседней полосе парень на Nissan поравнялся с электробусом, но уезжать вперед не спешит - внимательно рассматривает электробус. Оказалось, не просто так: машина, на которой он сейчас едет, - электромобиль. Наверняка человеку, осознанно пересевшему с дизельной или бензиновой машины на электромобиль, городская новинка в виде электробуса интересна вдвойне.

Электробус стоит на диспетчерской станции "Серова". Фото: Сергей ГАПОН

Электробус стоит на диспетчерской станции "Серова".Фото: Сергей ГАПОН

«Проблема с зарядкой, ошибку «выкидывает»

Успешно доезжаем до конечной. На диспетчерской станции «Серова» наш автобус уже ждет бригада специалистов из «Минсктранса» и «Белкоммунмаша». Дверь павильончика зарядной станции, от которой на конечных остановках заряжаются электробусы, открыта. Рабочие смотрят на цифры экрана, обсуждают вольты, амперы, нагрузку и причины перегрева.

Заряжаться электробусы хотели не всегда. Фото: Сергей ГАПОН

Заряжаться электробусы хотели не всегда.Фото: Сергей ГАПОН

Бус, на котором мы приехали, подъезжает к станции и поднимает пантограф - нужно зарядиться, осталось всего 22% зарядки.

- Нет, сразу ошибку выкидывает, - говорит один из инженеров и начинает куда-то звонить.

- Давайте снизим зарядный ток до 400 ампер, возможно, перегрева не будет, - предлагает инженер из «Белкоммунмаша». Собравшийся консилиум еще какое-то время обсуждает причины сбоя, а сзади уже подъезжает следующий электробус. Приходится уступать место «коллеге», правда, и у следующего электробуса зарядка начинается не с первого раза.

- А что вы хотели, чтобы все сразу получилось? - говорит один из работников. - Для этого и нужны тестовые поездки, чтобы выявить и устранить все недостатки, чтобы все заработало и все было хорошо. Мы тут именно для этого и нужны.

Наконец, зарядка пошла, уже через пять минут электробус зарядил суперконденсатор, и мы снова отправились в путь.

Собравшийся консилиум обсуждает причины сбоя. Фото: Сергей ГАПОН

Собравшийся консилиум обсуждает причины сбоя.Фото: Сергей ГАПОН

- Я почти до тебя доехала, сейчас повернем, и ты меня увидишь, - объясняет кому-то в трубку женщина. - Я еду на таком белом красивом троллейбусе новом - даже еще краской пахнет.

- Не на троллейбусе, а на электробусе, - поправляет мужчина, который только что пробовал объяснить своему маленькому сыну, как электробус заряжается и почему он не троллейбус.

НАИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Как можно прокатиться на электробусе?

Они ездят по троллейбусному маршруту №59 (ДС «Серова» - Долгобродская») в будние дни. Ходят примерно раз в час. Начало движения с ДС «Серова» - в 7.38, прибытие последнего электробуса на конечную «Долгобродскую» в 23.52. В обратном направлении - начало движения в 5.59, окончание - в 0.39. Подробное расписание можно посмотреть на сайте minsktrans.by. Для этого нужно зайти в раздел «Расписание транспорта», выбрать закладку «Троллейбусы», затем выбрать маршрут «№59эл».

Какой проездной подходит?

Электробусы «живут» в троллейбусном парке №2. Управляют ими тоже водители троллейбусов. В общем они приравнены к троллейбусам. Поэтому для подтверждения оплаты проезда нужен разовый талончик или электронный проездной, в составе которого есть троллейбус.

ПОДРОБНОСТИ

Что такое электробус и зачем он нужен?

Электробус - это как электромобиль, только автобус. Он ездит на электричестве. Белорусские электробусы-гармошки Vitovt Max Electro начали выпускать на заводе «Белкоммунмаш» при поддержке китайской компании Xinzhu Corp. В «Великом камне» китайцы обещают построить завод по производству суперконденсаторов - именно такие накопители энергии стоят в белорусских электробусах.

Автобусы рассчитаны на 153 пассажира, 38 мест - сидячие. Мощность мотора - 286 лошадей, а максимальная скорость - 60 км/ч. В салоне низкий пол, нет ступенек, есть выдвижная аппарель для инвалидных колясок, система снижения уровня пола на остановках, громкая связь с водителем, видеонаблюдение. Можно даже заряжать телефон или ноутбук в 220-вольтовой розетке или USB-разъеме. Но нет кондиционера, пассажиры будут довольствоваться форточками и системой обдува.

Создатели белорусского электробуса взяли за основу вариант «короткая зарядка - короткий пробег». Похожие образцы работают в Китае. Суть такая: зарядившись в течение пяти минут на конечной остановке, электробус способен проехать 10 - 12 км до другой конечной станции. Пять минут зарядки - и обратно. Чтобы каждый раз не подключать зарядные кабели, на крыше установлена выдвижная конструкция (пантограф), которая, как в трамвае, поднимается и соприкасается со специальными контактами.

Электробус заряжается на конечных станциях, присоединяясь к специальным контактам с помошью выдвижного пантографа. Фото: Сергей ГАПОН

Электробус заряжается на конечных станциях, присоединяясь к специальным контактам с помошью выдвижного пантографа.Фото: Сергей ГАПОН

Сами по себе электробусы дороже автобусов или троллейбусов, но дешевле в эксплуатации. Например, не нужно строить контактные линии - только зарядки на конечных остановках. Также эффективно используется энергия торможения, так называемая рекуперация. В городском режиме «жать на тормоз» приходится регулярно. Но в обычных автобусах энергия уходит в никуда, а в электробусах возвращается в электрические накопители - считается, так можно вернуть до 30% потраченной на движение энергии. Городской экологии тоже большой плюс - выбросы-то нулевые.

Впрочем, у проекта развития электробусов есть и критики. Многие считают, что в Минске эффективнее развивать троллейбусную или трамвайную сеть, чем использовать электрическую новинку.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также