2017-08-23T21:52:15+03:00

России хочется, чтобы мы экспортировали нефтепродукты через Петербург и Калининград

Но Беларуси выгоднее пользоваться инфраструктурой прибалтийских стран
Поделиться:
Комментарии: comments66
России хочется, чтобы мы экспортировали нефтепродукты через Петербург и КалининградРоссии хочется, чтобы мы экспортировали нефтепродукты через Петербург и КалининградФото: Святослав ЗОРКИЙ
Изменить размер текста:

Президент России предложил увязать объемы нефти, которая поставляется в Беларусь, с использованием российской железной дороги и портов при экспорте нефтепродуктов. На встрече с Владимиром Путиным глава РЖД (Российской железной дороги. - Ред.) Олег Белозеров сказал, что белорусские НПЗ не хотят пользоваться услугами российских железных дорог, а экспортируют товары через Прибалтику.

- По нефтеналиву мы дали 50-процентную скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские заводы пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики, - сказал он.

Путин отметил, что в Беларуси перерабатывают российскую нефть, поэтому вопрос с экспортом через их территорию нужно обсудить.

- Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать - получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры, - сказал президент России.

Сколько Россия нам продаст нефти - это очень важный вопрос для белорусской экономики. Если в 2018 году поставит в Беларусь 23 миллиона тонн нефти, то прирост ВВП составит 2,7%. Это базовый прогноз. А если 18 миллионов тонн - ВВП увеличится всего на 0,5%.

В прошлом году Беларусь поставила за границу 13 миллионов тонн нефтепродуктов. Транспортировали мы их через порты Литвы и Латвии. Россия дала скидку на закупку нефти, чтобы переманить в свои порты. Москва решила к следующему году отказаться от услуг портов литовской Клайпеды, латвийского Вентспилса и Риги и загрузить свои на полную мощность. Выгодно ли нам пользоваться российской инфраструктурой и поставлять нефтепродукты через порты Усть-Луга и Санкт-Петербурга?

КОМПЕТЕНТНО

Эксперт Татьяна Маненок: «Нам выгодно перевозить нефтепродукты через порты стран Балтии»

- Да, мы действительно импортируем российскую нефть с определенной скидкой. На зарубежные рынки она идет с экспортной пошлиной. А мы - Союзное государство. На этих правах Россия продает нам нефть без пошлины, - рассказывает экономический обозреватель Татьяна Маненок. - Это и есть наша скидка. Но в перспективе Российская Федерация собирается отменить эту пошлину для всех. Тогда мы будем покупать нефть практически по мировым ценам. Но ввиду налогового маневра цена нефти для Беларуси в последние годы повышается, несмотря на то, что на мировых рынках она снижается. Это происходит из-за того, что Россия постепенно снижает нефтяные пошлины. Для Беларуси выгодно покупать именно российскую нефть, пока есть разница между пошлиной на нефть и на нефтепродукты. Это позволяет Беларуси зарабатывать на переработке нефти.

Когда мы переработали российскую нефть, - это уже белорусские нефтепродукты, и Беларусь имеет право продавать их исходя из экономической целесообразности, в том числе и выбирать пути транзита.

Белорусская нефтяная компания (БНК) анализирует ситуацию на рынках и изучает наиболее эффективные маршруты транзита. Сейчас Беларуси выгоднее экспортировать нефтепродукты через порты стран Балтии - Латвии, Литвы. Железнодорожные компании и портовые терминалы этих стран также заинтересованы в привлечении грузов, поэтому предоставляют скидки на 3 года (в частности, Литовская железная дорога). РЖД предоставила скидку лишь до конца 2018 года. А что потом? Гарантий нет. А у БНК заключены долгосрочные контракты, она не может быстро перейти на российские порты. Да и невыгодно это нам. Здесь работает исключительно экономический прагматизм, расчеты. Куда выгоднее, - туда белорусская сторона и поставляет свои нефтепродукты. Сейчас экономика говорит не в пользу российских портов. У белорусской стороны есть серьезные аргументы, и российской будет сложно оспорить их. Как не рыночным способом заставить переключиться на российские порты? Ведь мы понесем потери, кто их возместит? Если Россия хочет, чтобы мы везли нефтепродукты через ее порты, нужно сделать, чтобы нам это было выгодно. Пока это невыгодно.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также