2017-08-23T15:38:46+03:00
КП Беларусь

Режиссер Андрейс Жагарс: «Травиата» в Минске для меня - вызов»

Премьерой самой популярной оперы Верди откроется сезон в Большом театре Беларуси: для белорусской сцены это уже шестая «Травиата», для постановщика - третья
Поделиться:
Фото: личный архивФото: личный архив
Изменить размер текста:

У Андрейса Жагарса удивительная творческая биография. Он мог стать звездой советского кино, ведь снялся в десятке картин, в том числе в любимой миллионами «Долгой дороге в дюнах». Андрейс успел даже посниматься после распада СССР у знаменитого Владимира Бортко вместе с Караченцовым. Потом кино умерло, Жагарс ушел в бизнес и… в середине 1990-х, когда в Латвии все активно менялось, он возглавил Латышскую национальную оперу. Потому что полюбил это искусство. Сегодня сказали бы, что это был самый невероятный оперный стартап. Драматический актер без музыкального образования за 17 лет вывел театр на ведущие европейские позиции, а солисты национальной оперы стали петь на самых престижных мировых сценах. Но четыре года назад Жагарс был уволен, в Риге разразился скандал.

Сегодня режиссер преподает в московском ГИТИСе, ведет телевизионный проект «Большая опера» на российском канале «Культура», руководит «Балтийскими музыкальными сезонами», ставит оперы по всему миру. Минск тоже попал в его постановочный график. Премьера его «Травиаты» - уже 8 сентября.

- Андрейс, почему «Травиата»? Вы же признавались, что это не самая ваша любимая опера.

- Это в драматическом театре режиссер имеет возможность выбирать, что ставить. В опере ему предлагают поставить ту или иную оперу. Эта «Травиата» для меня третья после Риги и Тель-Авива, поэтому для меня она своеобразный вызов. Мы поменяли концепцию, я перенес действие в ХХI век. Ваш театр дал мне возможность выбрать кандидатов на партии Виолетты и Альфреда. У нас будет три состава, Альфреда даже четыре! Конечно, всегда легче работать с одним составом, ведь международный стандарт постановки оперы - шесть недель. Но я понимаю, ведь был директором репертуарного театра, как важно иметь 2 - 3 состава.

Мне, конечно, трудновато работать с молодыми и не очень опытными певцами. Но это был мой выбор. С одной стороны, они неопытны, зато не испорчены штампами оперной вампуки, которая быстро распространяется и на молодое поколение. Они засматриваются на зрелых народных артистов, и тогда начинается это вранье и показуха, которыми болеет плохая опера. Но, с другой стороны, это занимает много времени, ты как будто занимаешься педагогической деятельностью и учишь основам актерского мастерства вместо работы над собственной концепцией. Я иногда из-за этого взрываюсь. Я думал, что буду вести их, как тренер в гонке «Формула-1», а приходится объяснять, как педали нажимать.

- Но в академии музыки есть курс актерского мастерства…

- Это проблема не только Минска. И в Брюсселе, и в Париже плохо учат актерскому мастерству. В консерваториях и академиях музыки доминируют вокал и музыкальные предметы.

- Потому что считается, что сопрано может просто выйти и красиво спеть свою арию.

- Уже не считается. В современной опере ты не сделаешь карьеру, если кроме тембра, музыкальности, хорошей техники у тебя не будет сценического обаяния, харизмы, хорошей актерской игры.

«В Минске с тремя прекрасными Виолеттами!» - так режиссер подписал это фото на своей странице в Фейсбуке. Главную партию в «Травиате» будут петь Маргарита Левчук, Ирина Кучинская и Елена Золова. Фото: Личный архив

«В Минске с тремя прекрасными Виолеттами!» - так режиссер подписал это фото на своей странице в Фейсбуке. Главную партию в «Травиате» будут петь Маргарита Левчук, Ирина Кучинская и Елена Золова.Фото: Личный архив

«ПЕРВЫЙ СОСТАВ ОПРЕДЕЛИМ ЗА НЕДЕЛЮ ДО ПРЕМЬЕРЫ»

- Но я не жалуюсь. Просто времени маловато. Хочется и ваших солистов многому научить, и результата добиться. Думаю, мы все успеем. Главное, что они сами хотят, не обижаются. Я пригласил Акселя Эйверарта (звезда мировой оперы, профессор, член жюри «Большой оперы-2016». - Ред.), в Риге он пять лет учил наших солистов в программе молодых певцов, и руководство вашего театра одобрило мое предложение. Он уже второй раз приедет в Минск и поможет молодым певцам с вокальной техникой, с итальянским произношением, со стилем. Думаю, вместе с ним мы добьемся хороших результатов. Конечно, кто более одаренный и более работоспособный, тот победит и будет петь премьеру.

- То есть сейчас вы еще не знаете, кто будет в первом составе?

- Мы решим это вместе с дирижером Андреем Галановым где-то за неделю до премьеры. Это будет честно. Так принято в Европе. Знаю, у вас принято в предпоследний день определять, но это жестоковато, мне кажется.

- Виолетта в вашей трактовке болеет уже не туберкулезом.

- В каждом столетии есть какая-то болезнь, которая приносит людям больше всего горя. В то время, когда Верди писал оперу, это был туберкулез. В наши дни - онкология. А популярность темы «Травиаты» совершенно понятна. Нам ясны взаимоотношения героев, понятна забота отца о судьбе сына. Расслоение общества существует так же, как и в XIX веке, и у вас тоже. Да, это не называется аристократией и простолюдинами, но судьба человека зачастую определяется материальным состоянием, политическим положением его родителей. И сегодня красивая, одаренная молодая девушка из провинции может попасть в большой город, как в мясорубку. Нет, она не зарабатывает деньги своим телом на улице, она просто становится предметом восхищения и баловства состоятельных мужчин. Но она несчастна, и вдруг встречает настоящую любовь.

Так что эти взаимоотношения понятны сегодняшнему зрителю. Если нам удастся передать их убедительно и создать яркие образы, тогда зрители смогут получить катарсис. Я оперу обожаю за то, что спетое слово на тебя, как на зрителя, воздействует больше, чем сказанное в драматическом театре. Это волшебство оперного театра.

- Вы вели проект «Большая опера», поэтому одного нашего солиста знаете лучше всех. Юрий Городецкий дошел до самого финала.

- С 24 сентября мы начинаем новую «Большую оперу». Будем снова вести ее с Сати Спиваковой. Я должен был присутствовать 8 - 9 сентября на отборе участников. Но из-за премьеры не смогу. Посоветовал вашим певцам подать заявку, знаю, что Маргарита Левчук поедет на отбор. Если она попадет в число участников, это будет очень большой опыт для нее. А Юра меня поразил и тронул, когда в одном из туров пел народную песню. И вообще, он показал себя очень разным и интересным, у него удивительная амплитуда актерских данных.

- У него есть шанс спеть премьеру?

- Посмотрим. Он может создать убедительный образ.

С Сати Спиваковой Андрейс Жагарс будет вести «Большую оперу» и в этом сезоне. Фото: Вадим Шульц

С Сати Спиваковой Андрейс Жагарс будет вести «Большую оперу» и в этом сезоне. Фото: Вадим Шульц

«ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЛАТВИИ УВОЛИЛ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ ИЗ-ЗА МЕНЯ»

- Как вы пережили историю со своим увольнением? Из-за чего все произошло?

- Уже пережил. Конечно, больно из-за несправедливости. Если бы я знал, что министр меня не видит на этом посту, я не принимал бы участие в конкурсе на должность руководителя театра. Я получил высшие баллы от независимой комиссии, об этом объявили в новостях. И я уехал спокойно на отдых в Грецию. Там и узнал об увольнении.

- А сам факт, что вам пришлось принимать участие в конкурсе после стольких успешных лет руководства театром?

- Это нормально. Таково европейское законодательство. Но я очень хотел работать, ведь в 2014 году Рига становилась культурной столицей Европы, я очень много работал для этого. Мы готовили две современные латвийские оперы. Закончили «Кольцо Нибелунга» - для любого театра это проверка финансовых, творческих и административных способностей. Поскольку Вагнер работал в Риге, я считал, что это наш долг - поставить эти четыре оперы к его 200-летнему юбилею. И даже самые въедливые немецкие критики были в восторге.

- Но за вас вступился даже премьер-министр.

- Это был первый случай в истории Латвии, когда премьер-министр уволил министра культуры из-за такого скандала.

- А вы могли тогда вернуться?

- Мне нужно было бы пройти через суды. Сколько на это ушло бы времени? Я так устал от этого.

- Но при вас Латвия дала мировой опере целую плеяду имен.

- Да, так было, что в «Метрополитен» сначала стала петь Майя Ковалевская, затем Эллина Гаранча. Потом появилась Кристина Ополайз, затем Марина Ребека. Александр Антоненко сейчас один из ведущих Отелло в мире. Пять певцов на лучшей сцене мира из страны с населением в 1 миллион 800 тысяч населения! Плюс Андрис Нелсон, которого я поставил главным дирижером в 24 года. Сегодня он возглавляет Бостонский симфонический оркестр, у него две премии «Грэмми». Это был удивительный период. Я благодарю судьбу, что работал с ними, когда они начинали свои карьеры, и я некоторым смог помочь.

- Вы сохранили с ними отношения?

- Конечно. Мы дружны, я могу пригласить их на программу, концерт. Но они страшно заняты, уже похоже, что они рабы своих агентов, когда расписание расписано на четыре года вперед.

- Вы себя в состоянии свободного художника комфортно чувствуете?

- Да, потому что мне есть чем заниматься. Но я не оставил желание руководить каким-то театром. Сейчас буду участвовать в конкурсе, результаты узнаю в конце сентября, поэтому пока не хочу об этом говорить. Делаю пятилетнюю концепцию для одного оперного европейского театра.

- А разве не проще ездить по миру, ставить оперы?

- Я лидер, и мне хочется руководить каким-то большим кораблем. И получать наслаждение, когда спектакль удается.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также