2017-09-22T23:15:01+03:00

IT образование - на пороге изменений

Специалисты говорят: строить экономику знаний и концепцию ІT-страны в Беларуси надо через изменения в системе образования, то есть подготовку кадров для новых реалий
Поделиться:
Фото: pixabay.comФото: pixabay.com
Изменить размер текста:

Собственно, и сейчас сфера образования переживает значительные изменения. В школе — новые программы, учебники и время начала занятий. Многих волнует десятибаллка судьба гимназий. На профессиональном и специальном образовании планируют делать акцент после окончания средней школы. А на высшее предлагается нацеливать самых способных.

Но IT-прорыв в образовательной сфере — это все-таки иное.

Немного статистики

Прежде всего система образования (читай: система подготовки кадров) должна быть обращена к нуждам той самой IT-страны.

По данным опроса резидентов Парка высоких технологий основными причинами отказа в трудоустройстве выпускникам вузов в 2016 — 2017 годах являются низкий уровень теоретической подготовки, недостаточный уровень знаний иностранных языков и завышенные ожидания по оплате труда.

При этом именно низкий уровень теоретической подготовки назвали 96% резидентов ПВТ.

За полную или существенную ревизию всех учебных программ выступило 71,2% резидентов ПВТ.

Таким образом, возникает необходимость пересмотра действующих учебных программ профильных специальностей вузов. Очевидно, что очень важно учитывать требования к знаниям и навыкам выпускника, которые предъявляет отрасль.

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Проблема поколений

Главной проблемой в подготовке IT-кадров является полное отсутствие «свежей крови» среди преподавателей. Сменилось уже не одно поколение компьютеров, телефоны реагируют на команды с помощью встроенного искусственного интеллекта, а учебные программы преподают с теми же подходами, что и 15 — 20 лет назад. Сейчас уровень образования еще кое-как держится, но с уверенностью можно сказать, что через несколько лет от него не останется ничего.

Образованию в IT-сфере нужны молодые люди, как в спорте. Скорость развития этой отрасли обязывает не идти, а бежать. Таковы реалии: не успеваешь — выбери другой путь.

Учить молодые кадры должны молодые преподаватели. Но многие талантливые люди, с любовью к преподаванию, вынужденно выбирают работу в IT-компаниях, т. к. разница в заработной плате может быть десятикратной.

А как у них

Одной из главных проблем в развитии IT-сферы в Беларуси является отсутствие в наших вузах многих специальностей. Например, Массачусетский технологический институт предлагает дисциплины от математической теории до клеточной биофизики и нейрофизиологии, искусственного интеллекта и робототехники, Стэнфордский университет имеет лучшие условия для исследований: Лаборатория аэрокосмической робототехники, Лаборатория искусственного интеллекта и др., Калифорнийский технологический институт заведует одним из научно-исследовательских центров НАСА — Лабораторией реактивного движения, собственной международной сетью обсерваторий и научно-исследовательских центров.

Сильнейшими техническими университетами могут похвастаться Япония (The University of Tokyo), Италия (Politecnico di Milano), Германия (Technical University of Munich). Таких высших учебных заведений сотни, и все они идут в ногу со временем, предлагая самые актуальные дисциплины в сфере информационных технологий.

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Проект декрета: подготовка кадров для нужд IT-страны

В проекте декрета завтрашнему дню образования посвящен целый раздел. Попробуем просто объяснить, как предлагают реформировать отрасль образования в связке с IT.

Для развития образовательной составляющей в сфере информационных технологий необходимо создать ряд условий. Среди прочего в рамках деятельности резидентов Парка высоких технологий должна осуществляться и деятельность образовательная. Возможна она будет, согласно проекту декрета, и на английском языке.

Причем часть функций Министерства образования IT-сфере предлагают передать администрации парка. А значительную часть взносов своих резидентов он планирует передавать в вузы и школы — на развитие обучения IT.

Добавим, что по этой теме уже высказал свое мнение президент Беларуси Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что база для получения образования должна быть в самой республике. Но ее эффективно могут дополнить, к примеру, курсы и стажировки за рубежом. «Без образования ничего не будет», — резюмировал глава государства. И проект декрета как раз об этом: успешно вписаться в экономику знаний, оставаясь на родине, вместо того чтобы наблюдать за успехами соседей или уехать из страны.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

«Образование в IT-сфере в Беларуси претерпевает серьезный кризис»

— К сожалению, приходится признавать, что образование в IT-сфере в Беларуси претерпевает серьезный кризис. Советский запас прочности в IT-образовании у нас в стране полностью себя исчерпал. Преподавательские кадры в ведущих вузах практически пенсионного возраста. И как можно привлечь в вузы молодежь, если час преподавания в вузе оценивается примерно в 3 рубля (стоимость часа парковки автомобиля в ТЦ «Столица» примерно столько же). Для сравнения: час работы преподавателя в учебных центрах компаний ПВТ — от $20.

Упрощенно, аутсорсинговая модель разработки программ стимулирует развитие двух этапов жизненного цикла информационных систем: кодирование и тестирование. Соответственно под это больше 20 лет подстраивалось и образование — практически перестали заниматься концептуальной фазой этого цикла. А именно там и нужны математика, физика, системность, аналитичность и т. д. Это, кстати, болезнь не только нашей страны. И есть надежда, что начавшаяся серьезная трансформация ПВТ создаст предпосылки и для положительных изменений в ІТ-образовании.

«Коммерческое программирование очень сильно отличается от того, чему учат в вузах»

— Я смотрю на выпускников с точки зрения продуктовой компании. Коммерческое программирование очень сильно отличается от того, чему учат в вузах. Требуется знание процессов разработки, навыки использования инструментов, неплохое понимание архитектурных решений и умение работать в команде. Вузы всему этому уделяют немного внимания, и выпускники тратят еще как минимум один-два года на устранение пробелов. Было бы отлично организовать процесс обучения в виде командных проектов с использованием популярных инструментов и соблюдением процессов, скажем, экстремального программирования.

«Качественная подготовка IT-специалистов постепенно сместилась из системы высшего образования в компании»

— Не открою Америку, когда скажу, что основные показатели эффективности IT — это количество специалистов в индустрии и качество их подготовки. Наше преимущество — это наличие IT-компаний, в которых сконцентрировалось много технической экспертизы и методологии разработки программных продуктов. Молодые специалисты, попадая в такие компании, за несколько лет значительно повышают свой профессиональный уровень. Тем самым в стране качественная подготовка IT-специалистов постепенно сместилась из системы высшего образования в компании. Вузы, на мой взгляд, стали своеобразным фильтром отбора первого уровня. Эту ситуацию нужно менять и возвращать качественное ІТ-образование на университетскую стадию. Для этого в первую очередь нужно начинать с преподавательского состава.

НА ЗАМЕТКУ!

Не секрет, что в поисках лучшей жизни многие уезжают за границу. По данным Eurostat, в 2014 году численность белорусов, получивших вид на жительство в странах Евросоюза, составила 80 тысяч человек, а в 2015-м — 82 тысячи. Но и эти цифры далеко не самые большие. В отчете Центра миграционной политики об эмиграции из Беларуси говорится о том, что каждый год в официальной статистике не учитываются тысячи эмигрантов, т. к. они не отмечаются в компетентных органах.

Образование — это крупнейший бизнес. Согласно данным Universities UK, иностранные студенты, приезжающие учиться в Великобританию, приносят стране доход в размере более 25 миллиардов фунтов стерлингов и обеспечивают значительный рост рабочих мест в экономике страны.

Таким образом, развивая современное образование в сфере IT, Беларусь сможет получить не только деньги, которые мы сейчас теряем, но и сохранить в стране молодых талантливых людей, которые чаще всего, получив образование за рубежом, не возвращаются работать в домой.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также