2017-10-06T13:15:03+03:00

Гиперреалист: Мону Лизу могу скопировать один в один. Но зачем? Это же скучно!

Виктория Савенкова рисует в необычном для Беларуси стиле - гиперреализма.
Поделиться:
Комментарии: comments3
Виктория говорит, что пока рисует только своих знакомых.Виктория говорит, что пока рисует только своих знакомых.Фото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Мы поговорили с художницей о том, почему важно хорошо знать модель, может ли любой человек научиться рисовать и почему она отказывается изображать детей.

Виктория работает дома. Но, вопреки стереотипам, у нее идеальный для художника порядок. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Виктория работает дома. Но, вопреки стереотипам, у нее идеальный для художника порядок.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Виктория, вы для Беларуси - художник уникальный. А как вы вообще поняли, что нужно рисовать в стиле гиперреализм?

- В такой стилистике я начала рисовать относительно недавно, в 2014 году. Когда поняла, что жду ребенка, решила, наконец, снова заняться живописью. До этого у меня была в основном графика. Но вообще я рисую с самого детства - были изостудия, художественное училище… Академия искусств, в которой я училась, правда, на дизайне. Был период, когда я не занималась живописью, но моя работа всегда была связана с творчеством.

Виктория говорит, что ее работы не такие уж и гиперреалистичные - в них много авторского видения модели. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Виктория говорит, что ее работы не такие уж и гиперреалистичные - в них много авторского видения модели.Фото: Павел МАРТИНЧИК

Начинаю рисовать с глаз, чтобы установить контакт

- Вы рисуете портреты с натуры или по фотографии?

- Такой большой формат с натуры никогда не рисуют. Сначала фотосессия, а то и две. Потом коллажи, и уже по ним я рисую.

Главное - сразу нарисовать глаза, чтобы установить связь с картиной. Фото: личный архив.

Главное - сразу нарисовать глаза, чтобы установить связь с картиной. Фото: личный архив.

- Чтобы сделать портрет живым, характерным, нужно узнать человека получше?

- Я пока рисую только своих знакомых. Иногда вижу на улице интересное лицо, но чтобы изобразить его, мне надо знать человека, черты его характера. Процесс работы длительный - от 1,5 до 3 месяцев. Можно сказать, я общаюсь с человеком на протяжении многих часов.

- С чего начинается рисунок? С глаз?

- Да, мне же надо обрести контакт с портретом! Но если у человека необычное лицо, я начинаю с самого сложного. С улыбки, например. Нередко придумываю образ человека, которого рисую. Иногда наделяю модель свойствами, которые, может, для нее не характерны.

- Кого больше нравится рисовать?

- Мужчин. Пробовала рисовать женское ню, но меня это не увлекло - может, потому что не мужчина? Зато очень интересно рисовать технически сложные элементы, например глаза, волосы, бороду. Это такой момент испытания себя: смогу ли их изобразить такими, как задумала?

Самое сложное в мужском портрете - достоверно нарисовать бороду. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Самое сложное в мужском портрете - достоверно нарисовать бороду.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Мужа, дочь изображаете?

- Вот мой муж Андрей, и вот (показывает картины. - Авт.). Он дизайнер. Что касается детей - чтобы их рисовать, нужно особенно нежно себя чувствовать. А у меня нет такого ощущения, я даже слушаю тяжелый рок, когда работаю (в комнате в самом деле звучит Orange Blossom. - Авт.). Дочке Вере три года, и ей очень нравятся мои работы, она тоже мечтает стать художницей.

Если у Виктории романтическое настроение, она добавляет моделаям нежные черты. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Если у Виктории романтическое настроение, она добавляет моделаям нежные черты.Фото: Павел МАРТИНЧИК

Мне интересно разглядывать не что нарисовано, а как

Виктория говорит, что ей больше нравится изображать мужчин - однако и женских портретов в ее коллекции немало. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Виктория говорит, что ей больше нравится изображать мужчин - однако и женских портретов в ее коллекции немало.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Может ли быть у художника-гиперреалиста свой стиль?

- Конечно! Когда обычные зрители смотрят работы гиперреалистов, они воспринимают работы как фотографию. Некоторые даже иронизируют - мол, какое же это искусство! Но если попробовать изучать работы разных художников, сразу понимаешь, насколько они различаются. Кто-то рисует более технично, без эмоций, а у кто-то, наоборот, при близком рассмотрении видны мазки. Я и о себе не могу сказать, что прямо являюсь гиперреалистом. Я не стремлюсь прорисовать каждую волосинку. Напротив, расставляю акценты, чтобы именно их увидел зритель.

- Модели себя узнают на картинах?

- Я, конечно, могу нарисовать человека один к одному, но мне это неинтересно. Поэтому сразу предупреждаю, что это не фото на паспорт. Делаю портрет под свое настроение. И если оно у меня романтическое, образ становится более нежным.

- Что сами герои потом говорят?

- Они как-то больше удивляются техническим моментам. И неудивительно: когда я сама увидела впервые картину в стиле гиперреализм, мне тоже было интересно разглядывать не что нарисовано, а как. Я и в Лувре не столько картинами любовалась, сколько изучала технику старых мастеров.

- А шедевр, например, Мону Лизу скопировать можете?

- Могу, и я даже какое-то время назад пробовала делать копии. В том числе и свою работу скопировала - правда, теперь не знаю зачем. Это же скучно! Мне больше нравится делать что-то новое.

В этом жанре Виктория начала работать относительно недавно, в 2014 году. Фото: Павел МАРТИНЧИК

В этом жанре Виктория начала работать относительно недавно, в 2014 году.Фото: Павел МАРТИНЧИК

Научить рисовать можно любого, но гении - единицы

- Как можно увидеть большую работу целиком, если в основном прорисовываешь ее до мельчайших деталей?

- Нужно отойти на некоторое расстояние. Так и бегаю туда-сюда с кисточкой. Нормальный фитнес получается (смеется. - Авт.). Все как в классической живописи. А еще я фотографирую работу и смотрю на нее на маленьком экране телефона. Если анатомия не посыпалась, значит, все хорошо. Бывает, рисуешь, а потом фотографируешь и видишь, что мышца поломана. Вообще, без знания анатомии невозможно рисовать портреты в этом стиле.

Даже изображенные на портретах люди порой не могут поверить, что это холст, а не фотография. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Даже изображенные на портретах люди порой не могут поверить, что это холст, а не фотография.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Но современные художники же часто игнорируют законы живописи, пропорции.

- Есть такое. Современное искусство отвергло академические каноны, технику живописи. Безусловно, такие работы могут выразить эмоции. Но правильно построенная фигура или пейзаж, гармонично подобранные цвета выражают эмоции ничуть не хуже - но при этом видно, что у автора есть мастерство. К слову, в Беларуси очень хорошая академическая школа рисунка. А где-то она уже безвозвратно утеряна. Я ни секунды не жалею о своем образовании. То, что мне дали в художественном училище, бесценно. Фраза «я так вижу» там не прокатывала никоим образом. С моей нынешней школой я могу работать в любой технике.

Работы Виктории восхищают своей глубиной и реалистичностью. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Работы Виктории восхищают своей глубиной и реалистичностью.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Считается, что научить рисовать можно любого человека. Достаточно показать ему технологию. Вы как считаете - это дар божий или ремесло?

- Научить рисовать можно абсолютно любого человека, бумага все стерпит. Но будет ли это талантливо? Будут ли цениться их работы? Так и в музыке - научить играть на скрипке можно любого, это даже полезно для общего развития. Но далеко не все могут стать великими скрипачами.

В одной из комнат мы заметили огромную старинную люстру, которая идеально вписывается в интерьер с картинами. Фото: Павел МАРТИНЧИК

В одной из комнат мы заметили огромную старинную люстру, которая идеально вписывается в интерьер с картинами.Фото: Павел МАРТИНЧИК

Дебют на выставке «Осенний салон»

- Я видел, ваши картины в интернете стоят порядка $10000.

- Я пока не зарабатываю на своих работах, а только нарабатываю портфолио. Что касается цены - за рубежом такие картины стоят гораздо дороже. Там цены на работы моего уровня - цены начинающего художника.

- Некоторые белорусские художники пишут для зарубежных галерей и неплохо себя чувствуют.

- У меня нет контракта с галереей. А если бы и было такое предложение, не факт, что я бы его приняла. Я не могу писать, когда нет вкуса к работе. Три месяца проводить с тем, что мне не нравится, я не могу. У меня были вымученные работы - ничего хорошего из этого не получилось. А были и вовсе перекрашенные работы, на которые я потратила месяц работы.

Просто маленькая шалость - рисунок на палитре. Фото личный архив

Просто маленькая шалость - рисунок на палитре. Фото личный архив

- Одна из ваших работ побывала на выставке в Венеции…

- Для выставки в Венеции в марте отобрали 30 работ со всего мира, среди них была и моя. Мне было очень интересно поучаствовать. Картины выставлялись в здании венецианского арсенала, там раньше собирали корабли. Живопись там смотрится замечательно. Плюс хорошая организация мероприятия, было очень много зрителей, хорошие отзывы, моя работа попала в рекламный ролик. В общем, я была очень рада.

На выставке в Венеции. Фото: личный архив

На выставке в Венеции. Фото: личный архив

- А в Минске можно увидеть ваши картины?

- В Беларуси пока не было ни одной моей выставки. C 6 октября во Дворце искусства на выставке «Осенний салон» две мои работы белорусы смогут увидеть, можно сказать, впервые.

В доме маленький ребенок, поэтому Виктория работает только красками на водной основе. Фото: Павел МАРТИНЧИК

В доме маленький ребенок, поэтому Виктория работает только красками на водной основе.Фото: Павел МАРТИНЧИК

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также