2017-10-18T13:01:41+03:00

Только не драться: голландский режиссер использовал белорусскую идею лечения театром

19 - 20 октября в Минске впервые состоится международный форум «Театр и аутизм», на котором творческие коллективы разных стран поделятся опытом социализации особенных людей через искусство
Поделиться:
Творческие коллективы разных стран поделятся опытом социализации особенных людей через искусство.Творческие коллективы разных стран поделятся опытом социализации особенных людей через искусство.
Изменить размер текста:

Специальный гость мероприятия - голландский режиссер Ханс Салеминк, руководитель театра Kazou при центре исследования аутизма имени Лео Каннера, в котором играют только особенные актеры. Накануне очередного визита в Минск Ханс рассказал, почему стал режиссером и отказался тренировать национальную сборную Нидерландов по плаванию, что делать, если на репетиции начинается драка, и чему голландской труппе стоит поучиться у белорусского семейного инклюзив-театра «і», созданного при содействии компании velcom.

«Бывают непредсказуемые ситуации, но юмор всегда спасает»

- Как получилось, что вы стали ставить спектакли с людьми с аутизмом?

- Одновременно с учебой в театральной школе нужно было проходить практику. Я написал письмо в центр исследования аутизма имени Лео Каннера, и меня пригласили работать с пациентами больницы в Остербеке, где проходят лечение люди с аутизмом. Это продолжилось и после учебы. Через пару лет одна женщина, которая впоследствии стала соучредителем Kazou, предложила режиссировать ее мюзикл. Я согласился. Потом были еще и еще постановки, с каждым разом они становились все масштабнее. Так прошло 10 лет. И потом мы пошли к главному боссу и сказали, что хотим создать официальный проект для людей с аутизмом, потому что поняли, что театр приносит им огромную пользу. Так начался Kazou.

Ханс Салеминк, руководитель театра Kazou при центре исследования аутизма имени Лео Каннера

Ханс Салеминк, руководитель театра Kazou при центре исследования аутизма имени Лео Каннера

- Вас не пугало, что придется работать с особенными людьми?

- Нет. Во-первых, я тогда ничего не знал об аутизме - я не отношусь к людям, которые будут штудировать массу специальной литературы. Просто включился в работу и дал всему идти своим чередом. За эти годы многое узнал. К каждому актеру ищу персональный подход и ко всем отношусь с уважением. В большинстве случаев проблем нет, но иногда случаются и казусы. Иногда отдельные люди могут быть очень агрессивными и сложно предсказать, какую реакцию вызовут мои слова. Если им что-то не понравилось, они могут даже драку затеять, но в моей практике такого почти не бывает. Не знаю, возможно, помогает юмор. Очень часто, когда мы переводим все в шутку, проблема оказывается исчерпанной. Иногда, когда кому-то что-то не нравится, он кричит. Я в таких случаях говорю: «Кричать - нормально. Только не драться!» Так за несколько минут мы сглаживаем острые углы.

«Из пяти человек с аутизмом четверо - мужчины»

- Насколько проблема аутизма актуальна для Нидерландов и как к особенным людям относится общество?

- 1,5% населения нашей страны - люди с аутизмом. Это примерно 190 - 200 тысяч человек. А гендерная пропорция такова: на четырех мужчин с аутизмом приходится одна женщина. Однако в последние годы у нас растет число женщин с таким диагнозом. Хотя, надо сказать, они ведут себя в обществе так, словно ничем не отличаются. Идентифицировать их довольно сложно. В труппе у нас три женщины, и все пьесы пишутся с учетом этого. То есть в любом спектакле у нас три женские роли.

Что касается отношения общества, то всегда есть те, кто смотрит на необычных людей с опаской, особенно если ничего про эту проблему не знает. А в целом голландцы очень открыты, стараются помогать таким людям - индивидуально или организованно. Никто на тебя не посмотрит косо, если ты сделаешь что-то странное на улице. Конечно, если кто-то что-то разобьет в магазине, тогда придется объяснять.

- Трудно ли человеку с аутизмом получить образование и устроиться на работу?

- У нас хорошо организована система помощи с получением образования. Например, один из наших актеров учится в профессиональной театральной школе. Кстати, он приедет в Минск на форум вместе со мной. Трудоустроиться - более серьезная проблема. В Голландии у людей с аутизмом много возможностей найти неоплачиваемую, волонтерскую работу. Работ с зарплатой не так много. Но все люди с аутизмом получают финансирование от государства. Наша больница тоже помогает. Я говорю «больница», но это не больница в классическом понимании. Это место, где человек может пожить несколько месяцев, год, получить необходимое лечение и помощь в организации своей жизни. А дальше они идут своим путем: живут сами по себе, с родителями, в группе с другими людьми.

В Минске впервые состоится международный форум «Театр и аутизм»

В Минске впервые состоится международный форум «Театр и аутизм»

«Важно научить их чувствовать свою значимость»

- Вы 30 лет работаете с особенными людьми. Что вам дает эта работа в эмоциональном смысле?

- Энергию. Мне нравится создавать действо на сцене. А еще больше - доказывать тем, кто говорит: «Это невозможно», - что это возможно. Я хочу показать, что наши актеры такие же талантливые, как и обычные. Да, они не профессионалы, но мы стараемся приблизиться к профессиональному уровню. Я очень много средств вкладываю в костюмы, свет, декорации, чтобы постановка смотрелась совершенно. Мне нравится, когда они становятся уверенными в себе, начинают импровизировать. Подходят ко мне и говорят: «О, я сделал этюд». А я отвечаю: «Вау!»

Театр меняет их до неузнаваемости: поначалу они молчат, сидят тихо, а через какое-то время уже умеют завязать и поддерживать разговор. Мне важно научить их чувствовать свою значимость, чтобы они больше не ходили невидимками, а шли с высоко поднятой головой, не боялись быть собой. Почему я это делаю? Потому что мне нравится эта работа.

- Раньше вы тренировали голландскую сборную по плаванию к олимпийским играм. Как такое может быть?

- Я учился на тренера. И тренировал спортсменов в свободное время. В какой-то момент мне сказали: у тебя классно получается, приходи к нам работать. В 2004 году перед Играми в Афинах я решил хобби, то есть плавание, сделать работой, а работу в больнице - хобби. Шесть дней в неделю я работал тренером, а один день - в больнице. Kazou тогда еще не существовал. Так продолжалось до 2008 года. После Игр в Пекине я все вернул назад. Плавание снова стало хобби, театр - работой.

«Для особенных людей театр - возможность заявить о себе»

- Вы знаете, что в Беларуси есть инклюзивный детский театр, в котором играют актеры с аутизмом. Что скажете про опыт ваших белорусских коллег?

- То, что появился такой театр, - прекрасно. Вы даете людям с аутизмом площадку, чтобы они могли заявить о себе, вы делаете их видными, заметными. Вы информируете об этой проблеме общество. Насколько я понял, пока в Беларуси к аутизму относятся довольно настороженно. Родителям сложно примириться с тем, что их ребенок - особенный. Больше всего в этом проекте мне нравится то, что труппа смешанная, в ней и простые дети, и дети с аутизмом. Этого нет даже в Европе. Глядя на вас, мы тоже решили поставить пьесу для смешанной труппы. Это для нас ново, но мы хотим попробовать. И эту идею позаимствовали у вас.

Семейный инклюзив-театр «i» был создан в 2016 году при поддержке компании velcom, на базе Творческой студии Ирины Пушкаревой.

Семейный инклюзив-театр «i» был создан в 2016 году при поддержке компании velcom, на базе Творческой студии Ирины Пушкаревой.

- Расскажите о ваших новых проектах и планах?

- Как вы знаете, у нас в Европе кризис. Он коснулся и Голландии: государство сокращает финансирование разных программ, в том числе и нашей больницы. В следующем году мой бюджет уменьшится на 25%. Это плохо, поэтому сейчас я думаю, как сделать Kazou независимым. Для этого необходимо создать фонд. Среди моих знакомых есть два влиятельных человека, которым интересен театр и которые готовы помочь сделать Kazou независимым. Планирую, что на базе театра откроется театральная школа. Что люди с аутизмом смогут работать у нас в том числе и на кухне. Делать вкусные напитки или печь яблочный пирог и раздавать зрителям во время спектакля. Почему нет? Хочу обучать людей технологиям, чтобы люди с аутизмом могли, например, создавать световые решения для сцены или быть звукорежиссерами. Хочу открыть студию, где мы будем записывать музыку и снимать клипы.

Мне нравится строить, созидать. Я был первым в Голландии, кто разработал дневную программу тренировок для пловцов. Создал дом водного спорта, где каждый мог снять комнату, чтобы жить и тренироваться вместе. То же самое и с Kazou. Хочу стать первым, кто откроет театральную школу для людей с аутизмом. Тоже дом, куда сможет приехать человек из любой точки Голландии, снять комнату и четыре года учиться на профессионального актера. Хочу, чтобы театр сам зарабатывал и не зависел от государства. Вот такие амбициозные планы. Это будет непросто, но я знаю, что это случится. Может не в таких масштабах, как я мечтаю, но случится. Театра только для людей с аутизмом нигде в Европе больше нет. По крайней мере, я не нашел. Мы уникальны.

***

Семейный инклюзив-театр «i» был создан в 2016 году при поддержке компании velcom, на базе Творческой студии Ирины Пушкаревой. Первый мюзикл «Флейта-чарадзейка» с успехом был показан в Минске и всех областных городах. Премьера второго мюзикла - «Чыгунка» - состоялась 2 апреля 2017 года во Дворце культуры ветеранов.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также