2017-10-24T12:28:08+03:00

Белорусские инженеры предложили строить электрические тракторы-дроны без водителей

Но Министерство промышленности пока идею в реализацию не берет [схема электротракторов]
Поделиться:
Так может выглядеть автономный электротрактор-дрон.Так может выглядеть автономный электротрактор-дрон.
Изменить размер текста:

В Беларуси взялись за развитие электротранспорта. По Минску уже бегают 20 электробусов отечественного производства, к концу следующего года их количество обещают довести до сотни. А недавно ученые Академии наук собрали опытный образец легкового электромобиля. Да что там ученые - в процесс включился глава государства лично! Александр Лукашенко прокатился на американской «Тесле» (это самый мощный электромобиль в мире. - Ред.) и дал ученым советы, где именно лучше разместить блок батарей. А еще прозвучало, что скоро мы научимся делать суперконденсаторы - емкостные накопители электроэнергии, наработки для этого уже есть. И тогда у нас может появиться первый серийный белорусский электромобиль. Но не за одними легковыми электромобилями будущее - в стране есть еще целые армады грузовиков, тракторов, комбайнов и множество другой техники. Конструкторы говорят: вот оно, настоящее применение электротяги! «Комсомолка» встретилась с теми, кому не безразлична судьба будущего белорусского электротранспорта, и узнала, что же они предлагают.

«Сделали электробус - сделаем и электротрактор»

Концепцию предложили два бывших инженера-конструктора МТЗ - Борис Адамович и Петр Горобец.

Бывшие инженеры-конструкторы МТЗ - Борис Адамович (слева) и Петр Горобец (справа) показали «Комсомолке» свои наработки. Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Бывшие инженеры-конструкторы МТЗ - Борис Адамович (слева) и Петр Горобец (справа) показали «Комсомолке» свои наработки.Фото: Святослав ЗОРКИЙ

- Эра массового применения двигателей внутреннего сгорания завершается, пора переходить на электричество, - рассказал Петр Горобец. - Мы проанализировали ситуацию и предлагаем создать целый комплекс техники на электротяге.

Если по-простому: из трактора снимается все лишнее - двигатель внутреннего сгорания, бензобак, коробка передач. Вместо этого ставится электродвигатель и суперконденсатор.

- Конечно, запаса его энергии не хватит для работы трактора в течение всей рабочей смены. Поэтому для подпитки тракторов электроэнергией необходимо иметь передвижную заправочную станцию - так называемое самоходное шасси-заправщик. На нем стоит двигатель - например, газодизельный, который соединен с электрическим генератором, он вырабатывает электроэнергию и заряжает мощный суперконденсатор. Трактора периодически будут подъезжать к этому заправщику и заряжаться в течение 5 - 7 минут - как сейчас электробусы на конечных остановках, - рассказал Петр Горобец.

Схема электрического трактора-дрона. 1 – рама. 2 и 3 – суперконденсаторы. 4 - электрохимический аккумулятор. 5 и 6 – электродвигатели. 7 и 8 - ведущие мосты. 10 - блок дистанционного управления. 12 и 13 - навесные устройства трактора (плуги, сеялки)

Схема электрического трактора-дрона. 1 – рама. 2 и 3 – суперконденсаторы. 4 - электрохимический аккумулятор. 5 и 6 – электродвигатели. 7 и 8 - ведущие мосты. 10 - блок дистанционного управления. 12 и 13 - навесные устройства трактора (плуги, сеялки)

Одним из плюсов такой схемы авторы концепции считают экологию - из тракторов не будет литься топливо и масло, они не будут убивать воздух - экологически грязный двигатель будет вынесен за пределы поля. При этом передвижная заправочная станция может работать и на местных видах топлива. А еще стационарными заправочными станциями можно оборудовать ближайшие АЗС, склады, фермы, мехдворы и прочее. На всякий случай в тракторах будет стоять обычная электрохимическая батарея - по емкости примерно, как и суперконденсатор. Такая батарея, конечно, не сможет быстро зарядиться, зато сможет в случае необходимости питать электродвигатель трактора и не превратит машину в «кирпич».

Самоходное шасси-заправщик с дизельным генератором. 16 - автономная энергетическая электроустановка. 17 – суперконденсатор. 18 - бак с топливом. 19 - баллоны с газом. 20 - блок дистанционного управления.

Самоходное шасси-заправщик с дизельным генератором. 16 - автономная энергетическая электроустановка. 17 – суперконденсатор. 18 - бак с топливом. 19 - баллоны с газом. 20 - блок дистанционного управления.

Еще один вариант заправщиков - полностью на суперконденсаторах. Энергию в них будут «переливать» челночные суперзаправщики, курсирующие между полями. Сами заправляться они будут на стационарных зарядных станциях. Такую схему предлагается использовать в крупных хозяйствах. Особенно это актуально с учетом запуска Белорусской АЭС.

Самоходное шасси-заправщик с батареей суперконденсаторов. 17 - батарея суперконденсаторов. 21 - электрическое мотор-колесо.

Самоходное шасси-заправщик с батареей суперконденсаторов. 17 - батарея суперконденсаторов. 21 - электрическое мотор-колесо.

«Из трактора уберем тракториста»

Только тракторами дело не ограничится. Авторы концепции считают, что в перспективе электродвигателями и суперконденсаторами можно оборудовать и другую технику: комбайны, зерновые и кормоуборочные машины, а также грузовики. А еще - аэропортные топливозаправщики, буксировщики, автобусы, которые подвозят людей к самолетам. А следующий шаг - отказ от человека!

- Если мы уберем кабину и доверим управление транспорта дистанционному управлению и автоматике, мы сделаем систему еще более автономной. Ведь свободное место можно будет заполнить все теми же электрическими накопителями. Да-да, когда-нибудь трактора станут автономными и смогут автоматические ездить, например, по GPS-навигатору. Без тракториста трактор превращается в дрон-трактор, а это тренд мирового развития, - рассказал Петр Горобец.

А еще, по словам авторов концепции, установка суперконденсаторов так и просится на карьерные БелАЗы. Самый важный плюс - это рекуперация - накопление электроэнергии в режиме езды «с горки». Учитывая, что половину времени самосвал съезжает в карьер - будет хорошая экономия. А заряжаться машины могут либо от шагающего экскаватора (они тоже работают на электричестве, и к ним протянут мощный кабель), или во время разгрузки в горно-обогатительном комбинате.

«Хотим, чтобы нас услышали»

Еще в декабре прошлого года свою концепцию инженеры отправили в Минпром. Но там, по словам конструкторов, их идеей не впечатлились:

- Сложилось мнение, что никому ничего не надо. Сперва замминистра пообещал нам, что в первом квартале этого года по нашей теме организуют технико-экономический совет Минпрома, куда пригласят ведущих профильных специалистов. Потом оказалось, что мы должны подготовить некие справочно-аналитические материалы, иначе никакого совета не будет. Но подготовка таких материалов - серьезная работа, которой должны заниматься профессионалы, а не два пенсионера-конструктора.

Однако 29 апреля в Минпром были направлены справочно-аналитические материалы, оформленные как тезисы государственной программы по созданию технологических комплексов. Комплекс стационарных пунктов зарядки и мобильных шасси-заправщиков различных комплектаций превращает прямой электропривод в объективную реальность, на которой наша страна может зарабатывать уже сегодня, продавая за рубеж технику и лицензии. Очень важно не упустить время… Конкуренты не спят.

- Наша цель - чтобы на предложенную нами концепцию обратило внимание высшее руководство страны, которое даст команду чиновникам работать, - говорит Петр Горобец.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Минчанин построил в гараже настоящий электромобиль. Мотор от электропогрузчика и 240 батареек он вставил в старенький Citroen

Корреспондент «Комсомолки» на три дня отказался от своей бензиновой машины и пересел на электромобиль. Что из этого получилось, читайте в материале Почему в Беларуси не хотят заряжать электромобили?

В гараже на окраине Гродно школьники построили самодельный электромобиль. Как только не называли этот агрегат в интернете: гипсовой кибиткой, нашим ответом ё-мобилю и даже Ў-мобилем. Но едва стало понятно, что самоделка реально ездит, корреспондент «Комсомолки» отправился на тест-драйв

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также