2017-10-27T12:49:05+03:00
КП Беларусь

Валентин Елизарьев: Папа римский мне сказал: «Спасибо за Бога!»

У знаменитого балетмейстера накануне юбилея «Комсомолка» спросила о первой постановке в Беларуси за 8 лет, о советской цензуре и об отсутствии белорусских Цискаридзе
Поделиться:
Валентин Елизарьев к юбилею "обновляет" свой балет "Спартак" с 37-летней историей и готовится к юбилейному вечеру 2 ноября. Фото: Михаил Нестеров (из архива театра)Валентин Елизарьев к юбилею "обновляет" свой балет "Спартак" с 37-летней историей и готовится к юбилейному вечеру 2 ноября. Фото: Михаил Нестеров (из архива театра)
Изменить размер текста:

В «ТАНЦАХ» МНОГО ШЕЛУХИ

- Валентин Николаевич, каких подарков ждете 30 октября к 70-летию?

- Никаких. Единственным подарком для меня было бы появление в белорусском балете молодого талантливого мыслящего человека, который смог бы подхватить то, что я делал. Пока я жив. Но в родном театре, которому отдал 35 лет творческой жизни, 8 лет не получал приглашения на постановки. Правда, 31 октября будет первый показ балета «Спартак». Меня пригласили, как подчеркивают в театре, «обновить» его. Идут репетиции.

- Серьезно «обновляли»?

- Конечно, за 37 лет многие вещи затерлись. Частично пересматриваю хореографию. Те индивидуальности, на которых я ставил, уже не танцуют, и я ввожу новых исполнителей для конкретных характеров. Вообще, судьба «Спартака» уникальна: спектакли современных хореографов столько не держатся на сцене.

31 октября состоится премьера обновленного "Спартака", а это кадр, где солирует Вениамин Захаров. Фото: архив театра

31 октября состоится премьера обновленного "Спартака", а это кадр, где солирует Вениамин Захаров. Фото: архив театра

- Потому что быстро устаревают?

- Все решает время. Создатель русского балета французский хореограф Мариус Петипа сочинил более 60 спектаклей, а в истории осталось всего два полноценных балета (а не фрагменты). Правда, и балет тогда не имел системы записи, передавался из уст в уста и через показ, через тело. Но сегодня многие не хотят смотреть театр-музей. Но, на мой взгляд, даже то, что сегодня кажется архаичным, нужно хранить и развивать. Ведь новое рождается в искусстве не на пустом месте. К тому же сегодня в балете глубина и духовность порой теряются за счет роста виртуозности.

- А классический балет тоже развивается?

- И очень бурно, только, возможно, не так заметно для масс. Только новые течения в балете не стоит сравнивать с балетом классическим. Слишком разные система подготовки и выразительные средства. Но я признаю и люблю все, лишь бы талантливо было.

- А как относитесь к телепроектам вроде «Танцев», где всего понемногу? Это продуктивно для развития искусства?

- Отчасти. Но шелухи там больше. В том, что мне удавалось посмотреть, ярких произведений я не увидел. Жюри охает и ахает по каждому поводу, а речь идет лишь о начальных формах.

Валентин Елизарьев говорит, что виртуозность порой вытесняет из современного балета душу. Фото: Татьяна Матусевич

Валентин Елизарьев говорит, что виртуозность порой вытесняет из современного балета душу. Фото: Татьяна Матусевич

ИНОГДА И РЯВКНУТЬ НАДО

- Кто чаще приходит в хореографы - юноши или девушки?

- На отделение оперной подготовки и хореографии Академии музыки, где я преподаю, поступает больше девушек. Даже не знаю почему. Такая же ситуация, кстати, в Санкт-Петербурге и Москве. Другое дело, что многие, попробовав, уходят из этой тяжелой профессии. Тут иногда и рявкнуть надо, чтобы 50 человек тебе подчинились.

- Это ваш метод?

- Нет, силой, подавлением ничего не добьешься. Я старался увлечь. Понятно, что хореографический текст постановки предлагает хореограф, и нюансы прорабатываются индивидуально с каждым. Тогда артисты не копируют за мной, а стараются быть сотворцами.

Валентин Николаевич уверен: "Хореографический текст постановки предлагает хореограф, и нюансы прорабатываются индивидуально с каждым. Тогда артисты не копируют за мной, а стараются быть сотворцами". Фото: личный архив

Валентин Николаевич уверен: "Хореографический текст постановки предлагает хореограф, и нюансы прорабатываются индивидуально с каждым. Тогда артисты не копируют за мной, а стараются быть сотворцами". Фото: личный архив

- Знаю, что у вас давно уже есть идея создать академию хореографии.

- Да, но меня никто не поддержал - нет денег. В проекте - три звена хореографической подготовки - вплоть до высшего. Тут готовились бы педагоги, хореографы, историки и критики балета, совершенствовались бы артисты.

«НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ МИНЧАНЕ АПЛОДИРУЮТ СТОЯ ПОСЛЕ КАЖДОГО СПЕКТАКЛЯ»

- Вы нашли универсальную формулу рождения спектакля?

- Иногда мне очень нравится сама история. Так появились «Страсти» («Рогнеда»), где я опирался на летопись Нестора. Порой я проникаюсь музыкой. Доклассическая, классическая, барокко, классицизм, современная - все это мне не чуждо. А еще спектакли должны иметь точный зрительский адрес. Тогда между залом и сценой возникает безмолвный разговор. Я такую многозначительную тишину, такой поток обмена информацией нигде, кроме театра, не ощущаю.

Балет "Страсти" ("Рогнеда") Елизарьев создал, вдохновившись летописью. Танцуют Олег Еромкин, Денис Климук и Александр Коноплев. Фото: архив театра

Балет "Страсти" ("Рогнеда") Елизарьев создал, вдохновившись летописью. Танцуют Олег Еромкин, Денис Климук и Александр Коноплев. Фото: архив театра

- А свой зрительский адрес точно определили?

- Сомневаюсь, что это возможно в полной мере. Но хочу, чтобы меня понимали и молодые, и люди среднего или почтенного возраста - пытаюсь со всеми завязать диалог, в этом смысл отношений театра и публики. Тем более в зал попадает много случайных людей. И если они впервые попадут на плохой спектакль, то выйдут пустыми через 2 - 3 часа и больше никогда не придут. А хорошие спектакли, которые могут взволновать, и создают театральную публику. А дальше подключится самая лучшая реклама для спектакля - телефон, когда люди рассказывают друг другу о постановке. Афиш хватает на один-два раза. Социальные сети? По-моему, там пока мало потенциальной театральной публики. И пока найдешь полезную информацию, надо пробиться через 95% чепухи.

Елизарьев на репетиции стал героем фотопроекта Никиты Федосика.

Елизарьев на репетиции стал героем фотопроекта Никиты Федосика.

Потому я и твержу о качестве в театре - об исполнительском, постановочном, о пьесах. Ведь когда много премьер, это не значит, что все хорошо. А может, просто-напросто нет отбора? Неудивительно, что во многих театрах стало куда больше премьер, где уже к третьему показу едва ли наберется ползала. Значит, все родственники и друзья побывали на первых двух спектаклях. Добавлю и финансовый аспект. К примеру, на мой вечер билет стоит 82 рубля. Если я хочу сходить с женой, это уже 164 рубля. А надо бы и детей взять - уже 328. Без малого это моя пенсия за месяц. Многие себе не могут этого позволить.

- И все-таки минская публика отличается тем, что аплодирует стоя после любого спектакля...

- Я тоже этому удивляюсь. Наверное, нет у нас какой-то шкалы оценки. Аплодисменты сидя - точнее. Хотя я помню, как французы когда-то нашему балету не просто аплодировали, а вдобавок топали! А в принципе, вставай - не вставай, артисты все равно понимают, когда хорошо, а когда плохо - внутренний «счетчик» не обманешь. Правда, бывает, люди встают и рядами не хлопают потому, что передние подскочили, а задние не могут рассмотреть артистов.

После премьеры балета "Сотворение мира", выходу которого могла помешать советская цензура, будущий папа Римский Иоан Павел II сказал Елизарьеву: "Спасибо за Бога". Фото: архив театра

После премьеры балета "Сотворение мира", выходу которого могла помешать советская цензура, будущий папа Римский Иоан Павел II сказал Елизарьеву: "Спасибо за Бога". Фото: архив театра

- А ведь именно прием публики в свое время снял «подозрения» с одного вашего спектакля…

- Я ставил «Сотворение мира». Когда уже шли сценические репетиции, меня приглашают в ЦК Компартии Беларуси. Помню, как завотделом культуры Станислав Марцелев стал отговаривать: «Валентин Николаевич, я вам не советую этот спектакль ставить. Бог и дьявол, Адам и Ева - неужели не о чем со сцены поговорить?» Спасло то, что постановочную машину было не остановить, деньги потрачены, костюмы и декорации изготовлены. Ну а развеял все сомнения ЦК успех спектакля: на «Сотворение мира» театр брали штурмом. Кстати, с постановкой связана еще одна история. На гастроли в Варшаву пришла делегация в сутанах. Это были католические священники во главе с кардиналом Каролем Войтылой - будущим папой римским Иоанном Павлом ІІ. После концерта он подошел и протянул руку со словами: «Спасибо за Бога!»

«СТАВИЛ БАЛЕТ НА ТРИ ПОКАЗА, И ЭТО ВЕРНО»

- Почему в Беларуси не появились раскрученные медийные балетные имена, как, например, Николай Цискаридзе или Ульяна Лопаткина в России…

- Во времена СССР 16 хореографических училищ работали в первую очередь на Москву. Там, да еще в Ленинграде были лучшие школы и педсоставы. Сейчас стремятся туда же, а многие еще подаются на Запад. И многие не возвращаются…

В прошлом году Елизарьева наградили медалью ЮНЕСКО "Пять континентов". Фото: Павел МАРТИНЧИК

В прошлом году Елизарьева наградили медалью ЮНЕСКО "Пять континентов".Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Вам по душе практика, с которой вы соприкоснулись в Японии: спектакли «Дон Кихот» и «Лебединое озеро» прошли там всего несколько раз, а затем посмотреть их можно было на DVD стоимостью под 100 долларов?

- Спектакли ставились на звезд японского балета, которые работают в разных странах мира. Собрать их на три показа (с разными солистами) стоило бешеных денег. Но главное, все записано на видео. И таким образом постановки себя окупают. Поверьте, японцы ничего не сделают себе в ущерб, у них не будет европейского «хорошо, что я в ноль вышел». Другое дело, что деньги эти не быстровозвратные.

Ну а творчески тут все верно. Для многих стран большая роскошь иметь государственный оперно-балетный театр с большим симфоническим оркестром, со зданием, которое требует обслуживания. А уж если они и есть, то совершенно небольшие сцены вроде минского Дома офицеров. Исключения - Гранд-опера в Париже, Большой в Москве, Мариинка в Петербурге, Ковент-Гарден в Лондоне. И, например, Большой в Минске. Так что надо пользоваться преимуществами! Умные родители приводят в театр детей маленькими - не на серьезную музыку, конечно, а на легкие формы, чтобы со временем перейти к тому, что посложнее.

На прошлом юбилее Елизарьев станцевал "Сиртаки", а на этом... подумает. Фото: архив театра

На прошлом юбилее Елизарьев станцевал "Сиртаки", а на этом... подумает. Фото: архив театра

ЗАКУЛИСЬЕ

- Приоткроете секрет юбилейного вечера 2 ноября на сцене Большого театра Беларуси? На 60-летии вы танцевали на сцене...

- В этот раз приедут звезды мировой величины. Будет современная и классическая хореография, модерн, работы моих учеников - победителей международных конкурсов, звезды белорусского балета выступят с номерами из спектаклей в моей постановке. Должен получиться теплый и сердечный вечер. А по поводу моих танцев…Посмотрим.

Новая книга о Елизарьеве - это шикарный том с множеством иллюстраций. Фото: личный архив

Новая книга о Елизарьеве - это шикарный том с множеством иллюстраций. Фото: личный архив

КСТАТИ

На днях вышла книга «Диалоги, или Валентин Елизарьев: «Балет - искусство мысли». Этот том профессора, доктора искусствоведения Юлии Чурко - уже четвертая книга о знаменитом балетмейстере.

БОЛЬШЕ О ЗНАМЕНИТОМ БЕЛОРУССКОМ ХОРЕОГРАФЕ:

Валентин Елизарьев: Семь лет не заходил в театр со служебного входа (читать далее)

Валентин Елизарьев: «Думал, в Минске поставлю один спектакль. А остался на всю жизнь» (читать далее)

Валентин Елизарьев: «Театр в Японии живет уже в XXII веке» (читать далее)

Народный артист Беларуси Валентин Елизарьев: С Плисецкой мы дружили почти 40 лет (читать далее)

Валентин Елизарьев: «В Японии не принято дарить цветы на сцене» (читать далее)

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также