2017-10-27T18:00:01+03:00
КП Беларусь

Уже не молчат: стихи расстрелянных в ночь с 29 на 30 октября 1937-го поэтов стали песнями

Вышел проект «(Не)расстраляная паэзія» из 12 песен на стихи репрессированных белорусских писателей
Поделиться:
Белорусские музыкант записали 12 песен на стихи расстрелянных 80 лет назад поэтов. Фото: tuzinfm.byБелорусские музыкант записали 12 песен на стихи расстрелянных 80 лет назад поэтов. Фото: tuzinfm.by
Изменить размер текста:

Дюжина современных белорусских артистов альтернативной сцены сделала по одному треку на стихи (или, как группа Re1ikt, что обыграла мотивы прозы Михася Зарецкого) расстрелянных в ночь с 29 на 30 октября 1937 года наших литераторов. Кроме этого, писателей представляют тематическая лекция и дизайнерский блокнот («маўклівая кніга»). А в Фейсбуке команда во главе с продюсером Сергеем Будкиным для каждого создала персональные страницы, которые можно тэгать в своих постах.

Музыкальную часть создали, в основном, артисты известные. Например, рок-легенда Лявон Вольский словно поменялся амплуа с лириком Змитером Войтюшкевичем. Тревожную атмосферу, характерную песням Вольского, Змитер создает в песне «Будучыня» на стихи Владислава Голубка. Сочетание симфонизма с электронной музыкой и рефрен «Будуем новы дом!» заставляют поверить в безжалостный революционный излом. При этом свое стихотворение Голубок написал еще в 1912-м.

Лирическая прозрачность слова – родовая черта поколения поэтов 1920-х. Это точно почувствовали Лявон Вольский в своей интерпретации стихов Юлия Тавбина («Ты помніш») и Катерина Водоносова с Fantasy Orchestra в песне на «Асыпае чэрвень белы сад» Алеся Дудара. Узнаваемый звук Akute оказался созвучен стихотворению «Я цябе пакахаў» Анатоля Вольнага.

В проекте участвуют лучшие альтернативные музыканты Беларуси. Фото: tuzinfm.by

В проекте участвуют лучшие альтернативные музыканты Беларуси. Фото: tuzinfm.by

Точно попал в настроение городского «Гультая» Мойше Кульбака блюзмен Павел Аракелян. Dzieciuki словно сами написали слова «Бунтара», хотя стихотворению Михася Чарота уже за 90 лет. А куда несется поезд в «Імчы, цягнік» от TonqiXod на слова Тодара Кляшторного?

А сразу несколько участников проекта выбрали те стихи 1920-х, где так и считываются зловещие знаки следующего кровавого десятилетия. Это «Адышоўшым» Валерия Морякова в исполнении группы Naka, «Настроі» Юрки Лявонного, что спела группа Vuraj в невероятной плотности воздушной атмосфере. В «Метрапалітэне» рэпер Vinsent вступает в батл с автором стихотворения Зямой Пивоваровым: «Ты ім пракапаў метро, яны табе – магілу» и «Я толькі за гэтую сьвятую зямлю загіну». И мистика Светланы Бень на стихи Изи Харика в финале: «У шэрым змроку» звучит то ли молитвой перед роковым выстрелом, то ли многоточием – неизвестностью перед неизвестностью.

ПОСЛУШАТЬ ПРОЕКТ "(НЕ)РАССТРАЛЯНАЯ ПАЭЗIЯ" МОЖНО ЗДЕСЬ

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

За этим проектом я следил в сети от момента появления идеи. И как раз идея мне понравилась сразу. Такого высказывания в белорусской музыке не хватало. Чтобы выверенно, строго по теме и густо по смыслу. Я очень порадовался было, когда подобный проект анонсировал Лявон Вольский, рассчитывая на «Белую яблыню грому»-2. Но рок-король отказался от плана (или «заморозил» его – в разговоре с артистом я точно не понял), считай, в пользу «(Не)расстралянай паэзіі».

А вот формальные моменты поначалу вызвали скепсис. Снова половина музыкантов известна, как ни крути, в узких кругах. Да, вроде бы они мелькают в ленте фейсбука или музыкальных новостях с белорусского фронта регулярно, но все-таки. Снова громкое название «супольны музычны праект», который апеллирует на лучшие образцы жанра в «Народным альбоме» или «Я нарадзіўся тут». Ведь «супольны музычны» - это уже едва ли не жанр нашей музыки с четкими приметами , когда, к примеру, музыканты одной группы играют с вокалистом другой, все вместе подпевают на бэк-вокале и так далее. Сколько раз к такому наименованию пробовали приблизиться, а получалась просто тематическая сборка. Ну и краудфандинг меня смущал как лучшее доказательство тому, что проект этот никому не нужен.

В итоге, продюсеру, главреду портала Tuzinfm.by Сергею Будкину удалось во внешне спокойном режиме пройти путь-1937 спустя 80 лет. И многое доказать. Как по мне, все-таки это не «супольны праект», а сборник избранного из поэзии. Субъективного, не лучшего даже, а звучащего, звенящего, порой до оглушения. Так и хочется сказать: что уж тут расписывать, ведь мы все знаем о судьбах расстрелянных литераторов. Но в том-то и дело, что не знаем мы практически ничего. Ни о их судьбах, ни о их книгах. А значит, не проецируем все это на нас теперешних. А это ответы на все сомнения из предыдущего абзаца.

Но «(Не)расстраляная паэзія» - это сильная вещь. Не очередная, поточная, а полностью новая история. Где-то с чистой страницы, где-то – попавшая на благодатную почву.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

С согласия Сталина в ночь с 29 на 30 октября 1937-го расстреляли 132 белорусских писателя и интеллигента

«Комсомолка» задала 10 вопросов о том, что произошло в Минске 80 лет назад (читать далее)

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также