2017-11-21T15:55:33+03:00

Снова о репрессиях: фото сбежавшего из ГУЛАГа, бургомистр Минска с бородой и неизвестный автограф Купалы

Прямо во время работы выставки-мемориала «Страчаныя абліччы» в Музее Янки Купалы экспозицию пополняли родные и знакомые репрессированных литераторов [фото]
Поделиться:
Выставка пополнилась раритетами от семей и знакомых репрессированных литераторов.Выставка пополнилась раритетами от семей и знакомых репрессированных литераторов.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ
Изменить размер текста:

Такие прецеденты случаются в музейной практике. Но нечасто бывает действительно большая активность. Свою роль, конечно, отыграла поднятая тема сломанных сталинской машиной террора судеб целого поколения писателей, считает один из кураторов «Страчаных абліччаў», научный сотрудник музея Павел Королев. Он и рассказал «Комсомолке» о новых поступлениях.

Писатель Сергей Знаёмый на творческом взлете и после тюремных застенков. Фото: архив музея

Писатель Сергей Знаёмый на творческом взлете и после тюремных застенков. Фото: архив музея

На уже сформированную выставку Татьяна Новосельская, внучка писателя Сергея Знаёмого, принесла снимки своего деда. На этих кадрах литератор - молодой автор в расцвете творческих сил. Но есть и его фото после ареста. Напомним, Знаёмого в 1937-м осудили к 8 годам заключения. Но его следы теряются после 20 января 1944 года. Есть сведения, что в этот день он сбежал из одного из лагерей на Колыме. Реабилитировали писателя еще через 10 лет.

Шкатулку будущей жене Граховского передали его вышедшие на свободу товарищи по заключению. Фото: архив музея

Шкатулку будущей жене Граховского передали его вышедшие на свободу товарищи по заключению. Фото: архив музея

Писатель Сергей Граховский получил 10 лет лагерей как «член контрреволюционной национал-фашистской организации» и за «антисоветскую деятельность». Второй арест в 1949-м для него закончился поселением в Новосибирской области РСФСР. Только в 1955 году литератор был полностью реабилитирован. На выставку «Страчаныя абліччы»дочь Граховского Татьяна принесла деревянную шкатулку. Ее сделали друзья-заключенные писателя и передали его будущей жене Валентине. На шкатулке есть надпись «Вале».

Теперь в экспозиции «Страчаныя абліччы» появились эти снимки Миколы Хведаровича (слева) и Владимира Дубовки. Фото: архив музея

Теперь в экспозиции «Страчаныя абліччы» появились эти снимки Миколы Хведаровича (слева) и Владимира Дубовки. Фото: архив музея

Поэт Владимир Дубовка провел в заключение едва ли не четверть века. Сначала был 5-летний срок за участие в мифическом «Саюзе вызвалення Беларусі» (причем арестован он был в московском. Кремле!), который позже продлили еще на 2 года. Затем 10 лет, а после – еще 25 (из них отсидел примерно восемь). На выставочном проекте уже были редкие материалы по репрессиям против Дубовко - копии документов из дела об аресте Владимира Дубовки, открытого в КГБ Грузии. А дочь литературоведа Юлиана Пширкова Татьяна, знакомая Дубовки передала музею фото писателя с автографом 1975 года – за год до его кончины.

Павел Королев считает, что выставка комплексно представляет время репрессий. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Павел Королев считает, что выставка комплексно представляет время репрессий.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Поэт и переводчик Микола Хведарович (настоящая фамилия Чернушевич) сначала 8 лет провел в лагерях на Кольском полуострове, Коми АССР, строил Манчегорск. Оказался в Узбекистане, но в 1949 был повторно сослан – на этот раз в Енисейск Красноярского края. В Беларусь он вернулся только в 1956-м. Сын литератора передал в музей снимок отца.

Неизвестный автограф Янки Купалы (на книге справа) хранился в архиве Алеся Дудара. Фото: архив музея

Неизвестный автограф Янки Купалы (на книге справа) хранился в архиве Алеся Дудара. Фото: архив музея

Кстати, когда «Страчаныя абліччы» только готовились, в музее появился раритет из архива племянницы поэта Алеся Дудара, расстрелянного в кровавую для белорусской литературы ночь с 29 на 30 октября 1937 года. Лидия Малинина передала на выставку книгу с ранее неизвестным автографом Янки Купалы, который классик надписал в 1932-м для Дудара. Так что этот экспонат был в витринах изначально.

Отпечатки пальцев поэта Владимира Дубовки, которые музей Янки Купалы получил в архиве грузинского КГБ. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Отпечатки пальцев поэта Владимира Дубовки, которые музей Янки Купалы получил в архиве грузинского КГБ.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Выставка, говорят в музее, вызвала огромный интерес и оказалась самым посещаемым проектом за приличное время. Поэтому проект и был продлен до 7 декабря. Во второй месяц работы прошли чтения произведений репрессированных авторов их близкими и родными. Выступили те, кто знает и помнит Якуба Коласа, Сергея Граховского, Миколы Хведаровича, Станислава Шушкевича, Язепа Пушчи, Владимира Дубовкі, Ядвиги Беганской.

КСТАТИ

Замаскировали министра образования БНР и коллаборациониста

Во время выставки еще один свой секрет раскрыло групповое фото участников первой постановки пьесы «Паўлінка» Янки Купалы в Санкт-Петербурге. Мы уже писали, что на отпечатке большого формата, который выставлен на «Страчаных абліччах», есть недостающее лицо. Оказалось, на снимке замазали изображение автора первой «Геаграфіі Беларусі», члена правительства Белорусской Народной Республики, зампреда Института Белорусской культуры (прообраза Академии наук) Аркадия Смолича. Причины были очевидны: пять лет ссылки в Пермскую и Тюменскую области за вредительство и антисоветчину, а после неполных двух лет на свободе - новый арест и расстрел в 1938-м.

На этом фото вместо Смолича зарисованное синим и белым пятно, а Вацлава Ивановского вынужденно "украсили" бородой. Фото: архив музея

На этом фото вместо Смолича зарисованное синим и белым пятно, а Вацлава Ивановского вынужденно "украсили" бородой. Фото: архив музея

- Снимок поступил в музей из частных рук уже в таком виде. Мы думаем, что «вычищали» нежелательное лицо в период сталинских репрессий или их отзвука в последующие десятилетия, - говорит один из кураторов проекта Павел Королев. - Смолича реабилитировали в 1957-м, но только по второму приговору. А за пятилетнюю ссылку справедливость восстановили лишь в 1988-м.

Но за время работы выставки музейщики обратили внимание еще на одну фигуру – бородатого молодого мужчину через одного человека слева от Янки Купалы.

- Вернее, мы и раньше видели, что у этого человека дорисована борода. Но во время выставки я перечитывал воспоминания Павлины Меделки, первой исполнительницы роли Павлинки, а она там как раз и пишет об этом случае, - рассказывает Павел. – Эти воспоминания были напечатаны в журнале «Полымя» в 1993-м. Причем Меделка назвала их очень интересно: «Беглыя нататкі для памяці. Факты, якія ніколі не могуць і не павінны быць апублікаваны».

Присмотритесь, фото не обошлось без потерь. Фото: архив музея

Присмотритесь, фото не обошлось без потерь. Фото: архив музея

Так что же написала Меделка? «Пасля спектаклю «Паўлінкі» і канцэрта хору ўсе удзельнікі сфатаграфаваліся на сцэне. Вацлаў Іваноўскі быў сярод нас у беларускай світцы. Гэта фота я разам з іншымі здала Уладзі Луцэвіч для музея Янкі Купалы ў 40-я гады ў Маскве. Пазней бачыла гэта фота ў экспазіцыі музея, але Іваноўскаму дарысавалі бараду, каб ніхто яго не пазнаў. Такое ж фота я бачыла ў Язэпа Сушынскага, але там Іваноўскі быў у сваім выглядзе, без барады».

По этому снимку современные музейщики устанавливали истину. Фото: архив музея

По этому снимку современные музейщики устанавливали истину. Фото: архив музея

Добавим, что Вацлав Ивановский был министром образования в правительстве БНР, в 1920-м стал ректором Миснкого пединститута. С 1922 до 1939 жил и преподавал в Варшаве, с 1939-го - в Вильнюсе. Во время Великой Отечественной войны перешел на сторону немецких окупантов и был бургомистром Минска. Не удивительно, что упоминание его имени и выставление даже неподписанного фото вызывало большие опасения у музейных работников прошлых десятилетий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

За решеткой: в музее Купалы показали вещи репрессированных писателей

Выставочный проект-мемориал «Страчаныя абліччы» показывает краткую историю белорусской литературы конца 1920-х – 1930-х - расстрелянную и высланную. (Читать дальше)

Как на фото вытравливали лица репрессированных белорусских писателей

Советские цензоры тщательно исправляли фотодокументы, связанные с историей белорусской литературы конца 1920 - 1930-х. (Читать дальше)

С согласия Сталина в ночь с 29 на 30 октября 1937-го расстреляли 132 белорусских писателя и интеллигента

«Комсомолка» задала 10 вопросов о том, что произошло в Минске 80 лет назад. (Читать дальше)

Уже не молчат: стихи расстрелянных в ночь с 29 на 30 октября 1937-го поэтов стали песнями

Вышел проект «(Не)расстраляная паэзія» из 12 песен на стихи репрессированных белорусских писателей. (Читать дальше)

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также