2017-12-05T19:28:32+03:00
КП Беларусь

«В парусном спорте слаженные действия команды еще важнее, чем в футболе»

Белорусский экипаж занял второе место на престижной регате в Турции Marmaris International Race Week
Поделиться:
Впервые в истории экипаж из Беларуси занял второе место в престижной регате в Marmaris International Race Week.Впервые в истории экипаж из Беларуси занял второе место в престижной регате в Marmaris International Race Week.
Изменить размер текста:

Эти соревнования проводились в 28-й раз и давно высоко котируются среди спортсменов. На сей раз в регате участвовало 114 лодок. Они были разбиты по гандикапу на дивизионы, чтобы проводить зачет в равных классах (гандикап – это коэффициент, где учитываются 33 показателя: вес, парусность, год создания лодки и так далее). Впервые в истории в одном из зачетов экипаж из Беларуси занял второе место.

Состав команды: Николай Мартынков (шкипер), Андрей Савицкий, Виктор Тарасов, Дмитрий Сайков, Наталья Крыгина, Игорь Радивилов, Геннадий Рысик, Юрий Моисейчик.

- У нас команда друзей, мы давно друг друга знаем. Лодку арендовали на месте. Полная стоимость судна такого класса примерно 300 тысяч долларов, высота мачты около 15 метров, высотой 5-6 метров, весит 16 тонн – собой такое не перевезешь. Регата длилась неделю – для этого брали отпуск. В Мармарис съехались яхтсмены из Голландии, США, Германии, Румынии, Польши, Греции, Турция, Россия, были и профессионалы - уровень очень высокий. Всегда волнительно, в какой дивизион ты попадешь, и с кем будешь гоняться: может, будешь с чемпионами мира, а, может, с любителями. Хотя и любители очень серьезного уровня - случайных людей на MIRW нет. Соревнования проводились в 28-й раз, гонок с более длительной историей не так много, - рассказывает шкипер (капитан парусного судна) Николай Мартынков.

В соревнованиях по парусному спорту главная цель - преодолеть установленную дистанцию как можно быстрее. По ходу дистанции необходимо пройти отметки/буи в определенной последовательности и с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнований.

- Как понимаю, результат зависит от мастерства поймать ветер, командной работы на яхте.

- На таких лодках экипаж от 8 до 12 человек, - продолжает Николай Мартынков. - У каждого есть своя задача. Принято считать, что футбол и хоккей – командные виды спорта. В парусном спорте слаженные действия всей команды еще более важны. Как слажен экипаж – так быстро и пойдет лодка.

Работа разделяется обычно по парусам, которых три: стаксель, грот, спинакер. Всеми невозможно управлять одному. Два человека заняты на стакселе, потому что нужны точность и скорость, при настройке грота тоже должно быть как минимум двое. Спинакер – парус, с которым работает экипаж на полных курсах, тут вообще нужны минимум трое, среди которых тоже есть распределение обязанностей. Каждый во время маневра перебрасывает грот и ставит его по ветру, другой занят стакселем. Есть еще тактик. Он смотрит в бинокль, следит за соперниками, ищет, где выгодная сторона, где ветер.

В общем, на лодке муравейник, каждый чем-то занят. Передышка бывает, но очень редко. В остальное время нет времени даже посмотреть по сторонам. Потеря концентрации внимания может дорого обойтись. Например, отвечаешь за подветренный брас (снасть для разворота паруса в горизонтальном направлении – Ред.) генакера (разновидность спинакера), отвлекся на секунду – парус зафалал … И так каждая секунда складывается либо в успех, либо в неуспех. Поэтому очень важно, чтобы люди понимали друг друга. Мы уже друг друга знаем, кому что больше нравится, кто что лучшее умеет.

- Вы как шкипер всем дирижируете?

- Да. Я выбираю лодку, еще на мне ответственность вовремя выйти на старт. На регатах одновременно стартуют яхты всех классов.

- Где тренируетесь?

- Летом на Минском море проводятся 7-8 соревнований. Этапы Кубка федерации, турнир памяти Михаила Кирика (первый директор яхт клуба, благодаря которому в Беларуси появились традиции парусного спорта). Стараемся не пропускать. Но еще же и работать надо. Кстати, в этом году еще успешно выступили на регате Northman-Cup 2017 в Польше.

- Кто где работает?

- Кто-то в сфере занимается продажей металлообрабатывающего оборудования, кто-то в швейном бизнесе, кто-то адвокат. В нашей команде и известный доктор Дмитрий Сайков. Главное, что нас связывают многолетние дружеские отношения.

Парусный спорт – один из самых демократичных видов спорта. Тут нет ограничительных рамок в плане возраста, пола, религии и всего остального.

Парусный спорт – один из самых демократичных видов спорта. Тут нет ограничительных рамок в плане возраста, пола, религии и всего остального.

- На время гонки приходится забывать о дружбе?

- Это стоит отметить особенно (смеется). У каждого свой эмоциональный уровень, своя работа. А без косяков не обходится. И таких ситуациях эмоции перехлестывают. Но вечером за ужином разбираем гонку, все высказывают замечания, идет нормальная дискуссия.

В парусном спорте важна каждая деталь, как физическая сила, так и морально-волевые качества, острота ума. Бывает, что по стечению обстоятельств на яхте от порыва ветра рвется парус. Казалось бы, передряга – хуже не придумаешь. Но тем, кто не сдается, Удача потом воздает. Пусть в парусном спорте нет весел, по делу вспоминается строчка из культовой песни:

То тот, кто не струсил

И весел не бросил,

Тот землю свою найдет.

- Для парусного спорта нужная физическая подготовка?

- Весьма желательно, - рассказывает старожил команды Виктор Тарасов. - Особенно важна координация, устойчивость. Сами представьте: надо ходить, бегать по палубе, а яхту ведь почти все время раскачивает. Плюс натягиваешь веревки, снасти – руки устают. На Marmaris International Race Week после первого дня не мог согнуть пальцы – такая была нагрузка. В этот раз с нами не смогли поехать несколько молодых парней – первые дни их отсутствие чувствовалось. Кстати, в прошлом году мы были третьими, в этом – вторыми. Шутим, что в следующем году у нас нет другого пути, как становиться первыми.

Но самое главное, что парусный спорт – это дело энтузиастов. Там нет ограничительных рамок в плане возраста, пола, религии и всего остального. У нас в команде есть женщина. Это один из самых демократичных видов спорта. В парусный спорт можно прийти в любом возрасте.

- Белорусская федерация парусного спорта отмечала вас?

- В прошлом году мы стали лучшим экипажем года. Обычно в конце федерация устраивает подведение итогов в праздничной обстановке, объявляли победителей в различных номинациях. Думаю, и в этот раз нас отметят.

- Вообще интересно получается, в Беларуси выхода к морю нет, но традиции парусного спорта есть.

- В Беларуси в 70-80-е годы были замечательные тренеры: Евгений Калина, Валерий Полазов, Михаил Кирик, - говорит Николай Мартынков. - Это плеяда настоящих мастеров заложила такую базу, создала такую школу, что весь Советский Союз удивлялся, откуда в Беларуси такие крепкие парусники. Да, у нас нет выхода к морю – только относительно небольшие озера, реки и болота. Но раньше на четырех подряд Олимпиадах во всех классах парусного спорта СССР представляли белорусы. Через эту школу прошло много людей: кто-то добился больших успехов, кто-то – меньших. Но тут важно другое. Когда создана школа – это надолго. Кто-то закончил свои выступления, стал тренером. Может, сейчас выступление белорусских спортсменов не сравнить с тем, что было в 80-е годы, но движение парусного спорта осталось сильным. Например, три четверти нашего экипажа – люди в возрасте старше 50 лет. Мы из этой школы, пусть мы не участвовали в Олимпийских играх, но спортивных дух у нас остался.

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Вокруг арен»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также