2017-12-11T16:17:41+03:00
КП Беларусь

Коду «Пагоні» зал спел дважды: в Минске показали восстановленную программу «Песняров» на стихи Богдановича

Все сделали по задумке автора цикла «Вянок», лидера ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина [фото, видео]
Поделиться:
"Вянок" зазвучал по-новому в оркестре Жиновича."Вянок" зазвучал по-новому в оркестре Жиновича.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ
Изменить размер текста:

Это уже второй показ обновленной программы (первый состоялся у минской Ратуши 9 сентября ко Дню города). Но теперь публике представили еще и уникальное 2-дисковое издание «Вянка» (стоила новинка на презентации 15 рублей).

В фойе филармонии можно было найти, с одной стороны, новый диск "Вянка" за 15 рублей, с другой - книгу о Владимире Мулявине за 30. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

В фойе филармонии можно было найти, с одной стороны, новый диск "Вянка" за 15 рублей, с другой - книгу о Владимире Мулявине за 30.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

В основе первого CD - отреставрированная запись репетиционного прогона цикла, которая сохранилась у главы московского фан-клуба «Песняров» Владимира «Бороды» Позняка. После этой записи Владимир Мулявин посчитал нужным сократить шуточную вещь «Па ляду, у глухім бары...», а «Эмігранцкую песню» отдать вокалисту ансамбля Игорю Пене. На втором диске - альтернативные версии некоторых песен.

А в центре фойе филармонический музей Владимиру Мулявина выставил костюмы "Песняров" начала 1990-х. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

А в центре фойе филармонический музей Владимиру Мулявина выставил костюмы "Песняров" начала 1990-х.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Материал одобрила к изданию старшая дочь Мулявина Марина, к которой обратились инициаторы проекта. «Вычистил» его для релиза бывший бас-гитарист коллектива, спец в звукорежиссуре Николай Неронский.

Игорь Лученок с издателем Владимиром Кузьминым завсегдатаи на премьерах оркестра, посвященных "Песнярам". Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Игорь Лученок с издателем Владимиром Кузьминым завсегдатаи на премьерах оркестра, посвященных "Песнярам".Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Добавим, что буквально перед концертом авторы проекта и создатели альбома узнали о еще одной записи. Она, судя по всему, была сделана во время создания и недолгого проката программы в начале 1990-х (интересно, что минская презентация программы «Вянок» стала едва ли не последним выступлением ансамбля в СССР, который меньше, чем через месяц развалился). Речь о песне «Маладыя гады» на стихи Максима Богдановича. Ее исполнял стажер ансамбля Александр Москальчук, работавший с «Песнярами» примерно полгода. На найденной записи (правда, далеко не релизного качества) Москальчука представляет сам Мулявиным, и наверняка речь о композиции его авторства.

Ведущая концерта и одна из авторов проекта, музыковед Ольга Брилон представила двойной диск публике. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Ведущая концерта и одна из авторов проекта, музыковед Ольга Брилон представила двойной диск публике.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Релиз, созданный по инициативе московского поклонника ансамбля Евгения Саламатина (он был на презентации), снабжен 30-страничным буклетом. Там большое интервью с пианистом «Песняров» (а впоследствии и музыкальным руководителем) Олегом Молчаном, которое в свое время взял создатель виртуального музея легендарного коллектива Дмитрий Терехин. Так вот, «Вянок» стал одной из первых работ Молчана в коллективе в качестве аранжировщика.

Авторы проекта по восстановлению "Вянка" (слева направо) Марина Мулявина, Ольга Брилон, Евгений Саламатин и Александр Кремко. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Авторы проекта по восстановлению "Вянка" (слева направо) Марина Мулявина, Ольга Брилон, Евгений Саламатин и Александр Кремко.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

В его воспоминаниях, а также в репликах одного из основателей ансамбля Владислава Мисевича и звукорежиссера Александра Попроцкого раскрываются детали и место создания, а также записи буквально каждой песни цикла. Подробно рассматриваются нюансы их версий, представленных на дисках. То есть, у поклонников «Песняров» получился полноценный гид по циклу. Причем, уверен Евгений Саламатин, будь «Вянок» издан на виниле в СССР, ни у кого не возникло бы и мысли сомневаться в глубине работ ансамбля на стыке 1980-х - 1990-х, как это порой звучит теперь.

Концерт в большом зале Белгосфилармонии представил оркестровое видение «Вянка» - созданное, в основном, как раз по репетиционной записи. Дирижер Александр Кремко "снял" по слуху оригинальное "песняровское" исполнение и сделал переложение для Национального академического народного оркестра имени Иосфиа Жиновича. Сам маэстро и стоял за пультом в этот вечер.

В ложе слева от сцены, как и всегда на мулявинских проектах филармонии, были дети Владимира Георгиевича (слева направо) Марина, Ольга и Валерий. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

В ложе слева от сцены, как и всегда на мулявинских проектах филармонии, были дети Владимира Георгиевича (слева направо) Марина, Ольга и Валерий.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Вокальные партии, исполненные в "Песнярах" Владимиром Мулявиным, Валерием Дайнеко и Игорем Пеней, по-своему изложили рок-певец Ян Женчак, солист оркестра Андрей Колосов (он недавно засветился в украинском телепроекте «Х-фактор»), а также солист группы «Спадчына» Вячеслав Исаченко (туда вошли бывшие артисты уже постмулявинского госансамбля «Песняры»). Кстати, играли с оркестром еще двое из этого коллектива, ударник Сергей Шкурдзе и бас-гитарист Андрей Щитковец, а также гитарист долгое время единственной легальной рок-группы в БССР «Сузор'е» Андрей Козловский.

На концерт пришли бывший министр культуры Анатолий Бутевич, поэт Леонид Дранько-Мойсюк, народный артист Беларуси и СССР Игорь Лученок. Со сцены звучала его знаменитая «Вераніка» - один из двух номеров, которые Мулявиным добавил к своим произведениям. Второй такой – «Зорка Венера», музыку к которой долгое время именовали народной, ведь ее автор Сымон Рак-Михайловский был репрессирован.

Ян Женчак очень глубоко переживал драму богдановичского лирического героя. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Ян Женчак очень глубоко переживал драму богдановичского лирического героя.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Вячеславу Исаченко досталось больше хитов «Вянка». Правда, слушатели вряд ли соотносят их с программой - скорее с творчеством «Песняров» в целом. Это и «Слуцкія ткачыхі», и «Зорка Венера», и «Лявоніха». Их позитивно принимают в любом исполнении, что порой помогает вокалистам. Исаченко впервые спел полную версию песни «Вянок» - оказывается, в Мулявин укоротил ее аж на 4 поэтические строфы классика.

Дирижер и аранжировщик Александр Кремко на многих шуточных песнях выступал с вокалистами почти в актерском дуэте, как здесь с Вячеславом Исаченко, бывшим участником госансамбля "Песняры". Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Дирижер и аранжировщик Александр Кремко на многих шуточных песнях выступал с вокалистами почти в актерском дуэте, как здесь с Вячеславом Исаченко, бывшим участником госансамбля "Песняры".Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Наиболее ярким и предельно экспресивным солистом был Женчак. Ян имеет опыт работы в ансабле бывшего «песняра» Леонида Борткевича и в проектах оркестра Жиновича по восстановлению мулявинских крупных форм. Он исполнил сразу несколько номеров, которые раньше пел сам Мулявин, хотя и не только их. Это и увертюра из двух коротких стихотворений Богдановича, и та самая новая старая «Па ляду, у глухім бары...», и «Вераніка», и «Пагоня» в финале согласно задумке Мулявина.

На концерте стало ясно, что песня в свое время не зря претендовала на статус гимна. Половина зала встала на этой композиции Владимира Георгиевича куда раньше, чем это принято на последней песне концерта. Радует, что это половина знала и слова хрестоматийного стихотворения Богдановича. Не удивительно, что коду номера об историческом белорусском гербе (а он охраняется как ценность государством) повторили на бис.

На финальной "Пагоне" зрители в зале начали вставать. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

На финальной "Пагоне" зрители в зале начали вставать.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Концерт оставил впечатление продолжения большой работы по возвращению наследия «Песняров». Ведь оркестр Жиновича благодаря аранжировкам Александра Кремко уже вернул современникам полузабытые оперу-притчу Владимира Мулявина «Песня пра Долю», а также кантату Мулявина и Лученка «Гусляр», сделал песенные отделения по наследию ансамбля. Периодически их показывают в филармонии и на гастролях. Ну а сделанное в этом направлении оркестром в 2017-м выставлялось на госпремию, но, к сожалению, не получило ее.

Три солиста, которые вслед за Мулявиным, Дайнеко и Пеней, спели вянок (слева направо): Андрей Колосов, Вячеслав Исаченко и Ян Женчак. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Три солиста, которые вслед за Мулявиным, Дайнеко и Пеней, спели вянок (слева направо): Андрей Колосов, Вячеслав Исаченко и Ян Женчак.Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

Но главное все-таки не в наградах. Марина Мулявина в финале концерта заметила о творчестве знаменитого ансамбля:

- Слушайте эту музыку в любом исполнении – «Песняров», оркестра, ансамбля «Спадчына». Это особая для нас музыка.

На презентации "Вянка" после премьеры в ООН Мулявин впервые исполнил "Пагоню".

КСТАТИ

В тексте «Пагоні» прозвучала строка «Старадаўняй літоўскай пагоні не разбіць, не спыніць, не стрымаць» - ровно, как у автора. Ведь и у Мулявина, и в более позднем музыкальном проекте «Я нарадзіўся тут» пелось «Старадаўняй крывіцкай пагоні...» - возможно, исходя из современной политкорректности.

Финальная песня цикла звучала на концертах "Песняров" и несколько лет спустя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Об истории «Вянка», идее возобновления программы оркестром Жиновича и первом релизе на CD «Комсомолка» уже писала. (Читать далее)

Почему Мулявин отказался от песни «Па ляду, у глухім бары…» известно немного. (Читать далее)

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также