2017-12-20T10:38:49+03:00
КП Беларусь

Белорусскому Дому печати 100 лет: Как тестировали самый главный белорусский флаг и почему производить упаковку для сигарет выгоднее, чем книги

Накануне юбилея мы поговорили с генеральным директором Романом Олейником и собрали 9 неизвестных фактов о главной типографии страны
Поделиться:
Генеральный директор Белорусского дома печати рассказал, как сегодня живет главная типография страныГенеральный директор Белорусского дома печати рассказал, как сегодня живет главная типография страныФото: Святослав ЗОРКИЙ
Изменить размер текста:

ФАКТ 1.

Официально Дому печати 100 лет, но его возраст - в два раза больше

- Мы празднуем столетие, но на самом деле нам 220, - говорит Роман Степанович. - Дом печати появился на базе Минской губернской типографии, которую основали в 1797 году. А в 1917 году она стала Типографией Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта. Потом еще не раз меняла свое название. Значит, в этом году Дом печати отмечает две даты.

ФАКТ 2.

Губернская типография, сегодняшний Дом печати, входила в тройку лучших в начале ХХ века

К 1916 году губернская типография входила в тройку наиболее успешных в Российской империи вместе с Пермской и Виленской. В Минске издавались «Губернские ведомости» и другая периодика. Сейчас ее номера можно найти в Национальной библиотеке. К юбилею Дом печати планирует издать факсимильное издание одного из номеров «Губернских ведомостей».

Дом печати появился на базе Минской губернской типографии

Дом печати появился на базе Минской губернской типографии

ФАКТ 3.

До современного названия главная типография страны сменила еще 6

За время своего существования Белорусский Дом печати сменил не одно название. Минская губернская типография, Типография Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта, 1-я Советская типография, Типография имени И.В. Сталина, Типография издательства «Звязда», Издательство ЦК КПБ. Но здесь говорят, что именно сегодняшнее имя лучше всего отражает статус этого объекта.

ФАКТ 4.

«Золотые времена» - 1980-е

Для всего книжного производства лучшее время - это время с 1970-х вплоть до середины 1990-х. Тогда появилось понятие «макулатурные издания». Чтобы купить книгу, надо было сдать 20 килограммов макулатуры. И только потом, с талоном, который дали за макулатуру, можно было отправиться в книжный магазин. И как раз в то время в Белорусском доме печати вышел роман в двух томах «Граф Монте-Кристо» тиражом по полтора миллиона каждый.

Каждый месяц в Доме печати выпускают 30 миллионов газет. Ежегодно - около двух миллионов книг Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Каждый месяц в Доме печати выпускают 30 миллионов газет. Ежегодно - около двух миллионов книгФото: Святослав ЗОРКИЙ

ФАКТ 5.

Раньше печатали 12 миллионов книг в год, сейчас в 6 раз меньше

Роман Олейник признает, что классическая полиграфия теряет свои позиции. Каждый год загрузка становится на 8 - 10% меньше. У газет падают тиражи, уменьшается количество полос, многие печатаются в черно-белом варианте, а некоторые издания и вовсе закрываются. В 2008 году в Доме печати выходило 80 миллионов экземпляров газет, а сегодня число сократилось до 30. Похожая ситуация и с книгами. В самые успешные годы со станка выходило 12 миллионов экземпляров книг в год, сегодня - 2.

ФАКТ 6.

Детские раскраски не перестают пользоваться популярностью

Несмотря на падение тиражей книг и газет, количество детских книжек не уменьшается - речь идет не только о художественной литературе. Конечно, современные дети с самого раннего детства разбираются в планшетах, но порисовать в раскраске или порвать ее - это же обязательно! Вот в Доме печати их и не прекращают выпускать. Причем в разных ценовых категориях. Есть и простые, которые порвать не жалко, и подарочные издания в твердом переплете.

ФАКТ 7.

Сегодня выгоднее печатать упаковку для продуктов, чем журналы и книги

Четыре года назад Дом печати плотно занялся производством упаковки. Сегодня это 25 процентов всей продукции. А в следующем планируют увеличить еще. Производят картонные упаковки для мебельных фабрик, спичечные коробки, коробки для лампочек, пакеты для молока и этикетки на бутылки.

- Упаковка чем хороша? Покупатель сегодня приобрел товар, использовал, а завтра надо печатать снова, - объясняет Роман Олейник. - А наше дочернее предприятие производит упаковку для сигарет.

ФАКТ 8.

Дом печати уже начинает выпускать первые образцы биометрического паспорта

Продукцией Дома печати точно пользуется каждый белорус. Потому что печать паспорта - это как раз их задача.

- Вы никогда не найдете все степени защиты в паспорте, сколько бы ни присматривались! - улыбается Роман Степанович. - На сегодня мы не знаем ни одного случая подделки белорусского паспорта. Есть информация, что пытаются подменить фото, но сам паспорт как бланк - такого не было никогда.

Сейчас готовятся к выпуску биометрического паспорта, который будет еще более защищенным. Уже отработана технология и дизайн и появляются первые образцы. А в IV квартале 2018 года уже должны начать выпуск тиражной продукции.

ФАКТ 9.

Чтобы протестировать главный белорусский флаг, его фрагменты несколько раз прокрутили в стиральной машине

Печать на тканях и выпуск государственной символики - это тоже дело рук Дома печати. Самая большая гордость - флаг №1, который развевается на площади Государственного флага. А чтобы он развевался, пришлось немало потрудиться! Надо было сделать флаг легким, чтобы он реагировал на самый слабенький ветер, и при этом прочным - чтобы выдержал любой ураган. А при дожде, снеге и солнце, конечно, флаг не должен изменить цвета. Перед тем как выпустить его, провели целое исследование! Фрагменты несколько раз стирали в машине с агрессивными порошками, и только после такого тестирования приступили к изготовлению.

Дом печати изготавливает и государственную символику Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Дом печати изготавливает и государственную символикуФото: Святослав ЗОРКИЙ

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Не представляю любителя поэзии, который читает с планшета»

- Сегодня у нас работает 700 человек, - рассказывает о предприятии генеральный директор. - Мы не уступаем европейским типографиям - используем ту же технику, материалы и выпускаем такую же продукцию.

Мы следим за тенденциями на рынке. Когда увидели, что цифры по производству книг и газет начали падать, нашли новое направление - изготовление упаковки. Но я хочу вспомнить одну цифру, которую недавно увидел в прессе. В Великобритании недавно уменьшился спрос на цифровую продукцию и увеличился на печатную. Людям надоедает и все-таки хочется подержать в руках книгу. Я не представляю любителя поэзии, который читает стихи с компьютера или планшета. Конечно, пользоваться энциклопедией гораздо удобнее в электронном варианте, но книга печатная все равно останется.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также