2018-01-11T16:54:03+03:00

Брестчане против аккумуляторного завода: «Нас не спросили, хотим ли мы дышать свинцом»

Эксперт-эколог считает, что важно знать, какие фильтры и системы очистки будут использоваться на предприятии
Поделиться:
Комментарии: comments16
Аккумуляторный завод в Бресте начала строить компания пинского бизнесмена Виктора Лемешевского.Аккумуляторный завод в Бресте начала строить компания пинского бизнесмена Виктора Лемешевского.Фото: Оксана БРОВАЧ
Изменить размер текста:

- Я врач, и понимаю все серьезность и неотвратимость последствий для здоровья такого завода. Здесь нет никакой политики. Здесь есть тревога за здоровье детей и взрослых, которые живут в непосредственной близости, отдыхают в близлежащих санаториях и употребляют продукты с тепличного комбината и с пахотных земель, расположенных рядом, - рассуждает Татьяна, жительница предместья Стимово недалеко от строящегося завода.

Волна возмущения захлестнула брестчан в конце декабря. Тогда появилась новость о том, что в 3,5 км от города в Свободной экономической зоне «Брест» начали строить аккумуляторный завод. Здесь будут производить свинцово-кислотные батареи для автомобилей и создадут 150 рабочих мест. Заказчик – компания бизнесмена Виктора Лемешевского «АйПауэр». Подрядчик – строительная корпорация из Китая.

Правда, этой новости уже сто лет в обед. Районная газета «Заря над Бугом» публиковала объявление о том, что до 22 декабря проводятся общественные обсуждения отчета о воздействии завода на экологию. Как оказалось, что жители Брестского района и Бреста его не видели. А в нем, среди прочего, сказано, что система очистки будет удалять до 99,8% паров свинца.

Стройка развернулась в конце декабря. Фото: соцсети.

Стройка развернулась в конце декабря. Фото: соцсети.

- О заводе мы узнали только из интернета. Нас не спросили, хотим ли мы дышать свинцом, – недовольна брестчанка Ольга.

Сейчас местные жители активно собирают подписи. Их отправят местным властям и собственнику завода. Уже более 1500 человек требуют провести повторные общественные обсуждения и хотят донести, что они против опасного производства вблизи города.

До ближайшей деревни от завода - меньше километра. Фото: соцсети.

До ближайшей деревни от завода - меньше километра. Фото: соцсети.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Директор завода: «Нам нечего оправдываться! Проведены все экспертизы».

- Если у людей есть какие-то вопросы, претензии к руководству или местным властям, они могут официально подать заявление в соответствующие органы, нам адресовать свои вопросы. Нам нечего оправдываться, мы просто можем предоставить информацию. Мы сделали все по закону – пусть по закону к нам и обращаются, - комментирует «Комсомолке» Сергей Мельникович, директор аккумуляторного завода в Бресте компании ООО «АйПауэр». - Это большие вложения – только на первом этапе мы собираемся вложить 26 миллионов в это предприятие. Неужели кто-то думает, что мы так просто пришли и начали строить, не пройдя никаких экспертиз и не заручившись гарантиями того, что мы здесь не попадаем на какие-то штрафные санкции? Все было проработано, подготовка велась на протяжении полутора лет. Проведены все экспертизы, в том числе государственного уровня. А сейчас в этом вдруг кто-то усомнился. Нам это очень неприятно.

Виктор Лемешевский - основатель Первой аккумуляторной компании и член Совета по развитию предпринимательства при президенте. Фото: ced.by

Виктор Лемешевский - основатель Первой аккумуляторной компании и член Совета по развитию предпринимательства при президенте. Фото: ced.by

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Как это скажется на территории и здоровье людей? Открытый вопрос»

Эксперт-эколог Центра экологических решений по просьбе «Комсомолки» изучил отчет о проведении оценки воздействия аккумуляторного завода на окружающую среду (ОВОС). Этот документ был опубликован на сайте Брестского райисполкома и выносился на общественное обсуждение. В котором, как оказалось, не все жители района приняли участие.

- Судя по отчету, это будет достаточно мощный завод – там говорится про 1 миллион аккумуляторных батарей в год. Если примерно посчитать, то там будет минимум 12 тысяч тонн отлитого свинца в год. И что меня беспокоит: не сказано, какие конкретно фильтры будут использоваться. В ОВОСе написано, что эффективность их работы – до 99,8%. Это высокий показатель, но это максимальная цифра. Документ ничего не говорит, как выбросы свинца скажутся на территории и здоровье людей. Это открытый вопрос, - рассуждает Евгений Лобанов, директор Центра экологических решений. - К тому же, на подобных предприятиях могут быть внештатные ситуации, которые приводят к залповым выбросам. Очень важно, чтобы планируемая система очистки была рассчитана на такие аварийные сбросы.

Рядом с заводом - аэропорт и деревни.

Рядом с заводом - аэропорт и деревни.

Документ вызвал у эксперта и другие вопросы. Например, сколько конкретно людей проживает на близлежащей территории, есть ли там садовые товарищества и сельскохозяйственные предприятия. Без этих сведений сложно оценить настоящее влияние завода на окружающую среду.

- Что еще вызывает озабоченность: влияние завода на людей, которые работают на объектах в непосредственной близости от него. Тот же аэропорт – до него расстояние меньше, чем до населенных пунктов, - обращает внимание эксперт. – И еще. В документе вскользь упоминается, что отходы, содержащие свинец, до отправки переработчику будут находиться на территории завода. Сразу же вопрос: как они будут храниться, как пересыпаться, упаковываться, транспортироваться? Я не берусь сказать, как завод будет влиять на здоровье местных жителей, но здесь точно нужны дополнительные исследования.

КСТАТИ

Виктор Лемешевский впервые запустил производство аккумуляторов в Пинске в 2000 году. Его компания работает с американским концерном Exide Technologies, поставляет автомобильные аккумуляторы на заводы Volkswagen в России, а также на МАЗ и МТЗ. В 2012 году Лемешевский создал в Белоозерске единственный в стране завод по производству сплавов из свинца - его добывают из отработанных аккумуляторов.

Еще больше материалов по теме: «Брест: новости»

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также