2018-01-23T22:24:49+03:00

Режиссер Николай Пинигин: «Ревизор» - история о местных ребятах, которые создали под себя цивилизацию»

Перед премьерой современной интерпретации гоголевского «Ревизора» худрук Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин рассказал «Комсомолке» о том, как сегодня классика работает на сцене
Поделиться:
Репетиции в Купаловском уже сами по себе захватывающее действо. Фото: kupalaiski.byРепетиции в Купаловском уже сами по себе захватывающее действо. Фото: kupalaiski.by
Изменить размер текста:

- Николай Николаевич, не приоткроете секрет веника в кожаном портфеле на афише премьерного «Ревизора»?

- Думаю, с портфелем все ясно - речь ведь идет о чиновниках. А веник пускай останется загадкой вплоть до премьеры. Вообще, на афише для меня важен образ - он аккумулирует смысл того, что покажут на сцене. И у зрителя есть время подумать над этим.

- «Ревизор» долгое время был произведением школьной программы, на которое ходили классами. Вас не пугает приток организованного зрителя?

- Массовых культпоходов в Купаловский для галочки, к счастью, нет. Да и возраст на афише «Ревизора» не зря стоит 16+. А вот в спектаклях для детей и взрослых мы рассчитываем на семейного зрителя.

- Как классика выглядит на современной сцене?

- Классика работает во все времена, будто написана сегодня. Гоголь из тех немногих авторов, которые всегда звучат. Мы даже гоголевский эпиграф к пьесе сохранили: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Но и без адаптации не обойтись. У нас будет белорусский «Ревизор». Не только из-за языка - в спектакле действие перенесено в не такую далекую эпоху конца 1970-х - начала 1980-х годов.

- Это не единственное отличие от классика?

- Гоголь писал о большой стране с большими расстояниями. Не зря Городничий говорит: «Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Сатира Гоголя о местных ребятах, которые создали под себя цивилизацию, и о том, что из этого вышло. У нас получилась история районного масштаба. А главный персонаж в пьесе прежний - это страх проворовавшихся чиновников, которые боятся, что приедет ревизор и всех их посадит.

Николай Пинигин поставил "Ревизора", близкого нам - в стилистике 1970-х - 1980-х. Фото: архив театра

Николай Пинигин поставил "Ревизора", близкого нам - в стилистике 1970-х - 1980-х. Фото: архив театра

Кстати, настоящая фамилия Гоголя - Яновский, он был украинским шляхтичем, который после восстания 1830 года сменил фамилию, чтобы не раздражать петербургское общество. Он посмотрел на Россию как будто иностранец. Там были созданы государственные институты (суды, медучреждения, суды, городское управление) по образцу Запада. Но работали они так, как и описано в пьесе. Потому в программке у нас будет написана произнесенная после премьеры спектакля фраза императора Николая I, который, кстати, разрешил пьесу к постановке в Императорском Александрийском театре: «Всем досталось, а мне более всех!»

- А есть ли классические пьесы, которые сегодня не работают?

- К примеру, я не знаю, как сегодня можно поставить «Раскіданае гняздо» Янки Купалы. Классика белорусской литературы, но, на мой взгляд, это пьеса своего времени.

- Вы продолжаете придерживаться концепции, что миссия театра -просвещать?

- Да, ведь социальный контракт государства и гражданина базируется и на том, что государство должно финансировать, искусство. В наших реалиях речь идет еще и о построении нации. Я порой грустно шучу, что национальный театр у нас есть, а нации пока нет - не этноса, а именно нации. Скажите, какой процент обычных зрителей читал «Дзве душы» Максима Горецкого? А там ведь самое главное произнесено: «У беларуса - дзве душы». Одна - западная, другая - восточная. Мы можем вбирать в себя то лучшее, что есть и там и там, при этом оставаясь собой. А история с «Панам Тадэвушам»? У нас только и слышишь о Мицкевиче: польский автор. А когда я ставил спектакль в Варшаве, мне поляки говорили: у нас никого нет - все ваши, белорусы, литвины, - Мицкевич, Костюшко. Нам это надо объяснять. Потому театр отчасти выполняет миссию школ, вузов, телевидения.

- Просчитываете ли соотношение коммерческого и просветительского репертуара?

- Да, я считаю, что театр - это все-таки развлечение, а не лекция. Но на стремлении зарабатывать любой ценой можно опуститься до российских гастрольных антреприз, которые работают, как я называю, в жанре «трусы» (муж, жена и любовник). Можно ведь иметь широкий зрительский успех, но играть качественную литературу. Пример из нашего репертуара - это «Школа падаткаплацельшчыкаў». Написано - как сегодня, а на самом деле - в 1930-х годах во Франции, когда во время мирового финансового кризиса с людей драли сумасшедшие налоги.

Если с портфелем на афише спектакля все ясно (ведь "Ревизор" - пьеса о чиновниках), то банный веник так и останется загадкой до премьеры. Фото: kupalauski.by

Если с портфелем на афише спектакля все ясно (ведь "Ревизор" - пьеса о чиновниках), то банный веник так и останется загадкой до премьеры. Фото: kupalauski.by

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Премьерные показы «Ревизора» - Национальный академический театр им. Я. Купалы - 27 и 28 января, 7, 13 и 21 февраля, 19.00. Цена билетов: 9,5 - 21 рубль. Тел.: 227-17-17, 227-40-31.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также