2018-01-25T16:49:09+03:00
КП Беларусь

«Людей с нехорошим глазом знала вся деревня»: как и за что проклинали белорусы

Доктор филологии, профессор Алексей Ненадовец почти 40 лет исследует проклятия белорусов - в его картотеке тысячи конкретных случаев, когда проклинали человека или даже весь его род, и это клеймо проходило через поколения…
Поделиться:
В деревнях точно знали, кто из соседей может навредить или проклясть. Фото: Исаак СЕРБОВВ деревнях точно знали, кто из соседей может навредить или проклясть. Фото: Исаак СЕРБОВ
Изменить размер текста:

- Я уже выпустил третью книгу на эту тему - «Сілай праклённага слова» вышла в издательстве "Беларуская навука", - рассказывает Алексей Михайлович. - Во время фольклорных экспедиций 1980 - 2000-х я собирал этот материал как побочный: что-то услышал случайно, что-то люди рассказывали. Многим моим информаторам было по 90 и больше лет - выходит, я общался со свидетелями событий конца XIX века! Материал накапливается и теперь, мне было бы интересно поработать над этой темой с психологами, социологами и философами.

- Для себя вы разобрались, в чем корень зла в жизни?

- Знаете, ко мне обращаются за помощью, но я не знахарь - только анализирую случаи. Когда начинаешь их распутывать, расспрашивать родственников и соседей жертв проклятия, мозаика складывается. Вот соседка спрашивает, почему в семье все ее взрослые дети пьют, а я сразу вспоминаю, что известно о предках. Причины проклятий, как правило, бытовые. Например, жили рядом две семьи. Богатая - семья мельника, а их издавна считали знахарями. Рядом - семья, что втихаря собирала урожай с соседских огородов. Когда они обобрали мельника, тот проклял их род. Хозяин бедного дома вскоре умер, но проклятие осталось и находит новых жертв.

- В чем люди искали спасение от проклятий?

- В церкви отмаливали проклятия и собственные дурные напутствия. Толковый священник всегда скажет: старайтесь меньше делать зла, а больше добра. Другое дело, что нередко бывало так: отец с сыном побывали на исповеди, вышли из церкви и сын говорит отцу: «Ну што, бацька, цяпер можна і красці?» Ведь то, что было, уже отпущено.

Люди старались и поступками исправлять ситуацию: знаю случаи, когда человек, прокляв другого, старался повиниться перед ним. Мне все же кажется, зла прежде было меньше - на это влиял размеренный деревенский образ жизни. Раньше был, может, один дом на все село, где жили по принципу «мацюкнуцца - як прывітацца», а сегодня послать человека - плевое дело…

В книгу профессора Ненадовца вошли тысячи случаев, когда проклятия имели силу. Фото: архив

В книгу профессора Ненадовца вошли тысячи случаев, когда проклятия имели силу. Фото: архив

- А возможно было игнорировать проклятия?

- В деревнях частенько бывали тетки, которые чихвостили каждого встречного. Такие проклятия пропускали мимо ушей - говорили: «пустабрэх» или «брэша, ды ад яе нічога не бывае». Но знали и тех, кто лишь посмотрит, а уже ясно: у человека на уме недоброе. В нашей деревне Чуховo на Пинщине был дед, что одним взглядом останавливал стадо коров: они замирали у его дома как вкопанные и не своими голосами мычали. Моя мама знала о недобром глазе этого человека и не стеснялась сказать: «Ідзі адсюль, каб табе павылазіла!»

ДЕТЕЙ НЕ ЗРЯ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ НЕ ТРОГАТЬ ЧУЖОЕ

- В книге вы пишете о «намоўленасці смерці». Что это?

- Это слова, которые человек повторял при жизни, как будто предрекая свой конец. Например, говорил: «Біце, забіце - толькі цераз плот не кідайце» - и как раз и умер от того, что его, старого человека, пьяные ребята в шутку перебросили через соседский забор, под которым хозяин положил сушиться борону зубьями вверх. «Дай Бог памерці - толькі ў агні не згарэці» - повторяла тетка отца моего одноклассника. А ее с двумя детками сожгли на хуторе фашисты…

- А что такое колдовство на предметы?

- Это подклады, подбросы в дом или под дом. Или когда вы зашли в чужой дом, взяли там случайно вещь, а потом ощущаете на своем здоровье последствия. К примеру, я знаю о домах, где никто не живет, не только в родной деревне, но и в Осиповичах, в Глуске. Хозяева реально боятся жить в таких домах: все время происходит что-то необычное, начинаются головные боли, галлюцинации. Так что детей не зря предупреждают: не трогайте чужие вещи - это может быть опасно.

- Что открыли для себя за годы сбора материала в природе зависти?

- Приведу пару примеров из жизни Западной Беларуси. Жили две родные сестры. У одной муж слабенький, тянет хозяйство в меру сил. Жена к нему добра, жалеет его. А другая своего, здорового как вол, грызет и грызет. А вол этот и сам смеется над тем, слабенькимо: я вон сколько скосил, а ты? В один прекрасный день здоровый пошел косить, упал и не поднялся. Его вдова пришла и говорит сестре: «А ты ведаеш, я табе зайздрошчу!»

Чтобы защититься от злого глаза, наши предки делали особые орнаменты на одежде. Фото: Исаак СЕРБОВ

Чтобы защититься от злого глаза, наши предки делали особые орнаменты на одежде. Фото: Исаак СЕРБОВ

О зависти к деньгам могу вспомнить историю из Погоста-Загородского неподалеку от моей деревни. Там фашисты схватили еврея, о котором говорили, мол, у него полно золота. Бьют его, а он твердит: «Ничего не знаю!» Приходит переводчик-полешук, его одноклассник, и советует тишком, мол, расскажи Шмуль, где золото, отпустят. Еврей ему и говорит: под грушей. Немецкий офицер приметил разговор, но переводчик ему докладывает: не признается! Еврея расстреляли. И тут выскакивает полешук-переводчик и вскрикивает: «Шмуль, а пад якой грушай, га?»

ШЕПТУНЫ ДЕНЕГ НЕ БРАЛИ

- Случалось ли, что человек владел способностями, но сам об этом не знал?

- Да, люди могут не знать, что владеют гипнозом или их слово имеет созидательную или разрушительную силу. Они даже ходят в церковь, просят у священников отпустить грех или простить от их имени тому неизвестному, который проклял их. А ведь это они сами на себя (и не только) так влияют. Например, прошлым летом я нашел деревенскую женщину, которая осознала силу своего слова после того, как муж перенес инсульт. Соседка тогда дала ей журнал с народными рецептами, и эта женщина прочитала из него заговор - причем три вечера подряд. Хотите верьте, хотите нет, но ее муж снова начал ходить, хотя врач давал ему жизни всего пару месяцев. К женщине этой теперь едут со всей Беларуси.

- А можно ли составить портрет человека с подобными способностями?

- Те, кто, как говорят, шепчет на добро, - в подавляющем большинстве женщины со средним образованием, им не характерно двухверье. Если они ходят в церковь, то обещают: «Я пашапчу тебе малітву». Если нет, то: «Я пашапчу табе замову» или просто «Пашапчу табе». Это чуткие к чужой беде люди. Их немного, в основном это деревенские жители.

- Почему не городские?

- Зачастую здесь много шарлатанства. Как правило, оно начинается с перечисления: этим занимались моя бабка, мать или отец, а потому и я. Не потому что передались способности, а потому что захотелось взять - и взяла. Так не бывает, кроме удивительных исключений. Я помню деревенскую женщину, которая владела гипнозом, указывала больные места на теле - при рентгене там действительно были черные пятна. Она хотела передать свою силу старшей дочке. Та заучила заговоры, но у нее ничего не получилось. А вот средняя дочка, которая все эти заговоры слышала и невольно запомнила, стала известной на весь СССР целительницей. Жила она в Крыму, к ней очереди стояли со всей страны.

Белорусы боялись дурного глаза, но и сами могли навредить таким же образом. Фото: Исаак СЕРБОВ

Белорусы боялись дурного глаза, но и сами могли навредить таким же образом. Фото: Исаак СЕРБОВ

- А спецслужбы такими людьми не интересовались?

- Из всех, кого я знал, всего лишь один человек потенциально мог бы быть им полезен: он видел через стену, поднимал лежачих больных. Но в то время способности эти считались шарлатанством. Кстати, судьба его потомков - трагическая: дочь пережила всех четырех сыновей и осталась одна. Не секрет, что людей с особыми способностями проклинали, служили они словом на пользу людям или несли отрицательное.

- Чем рассчитывались за помощь с шептунами?

- Раньше говорили: «Што дасі - тое і добра». Приносили кусок мяса или сала, полотно. А уж если сорочку, купленную в магазине, то шептуны говорили, мол, это мне на смерть. Но старались не брать водку и деньги - считали, что это подрывает их силу. Одна из причин того, что я перестал записывать истории о необычных случаях, - это то, что современные обладающие силой люди принимают деньги. Да и насмотрелись они телепередач, где руками помахивают ради картинки.

- А какое проклятие, о котором вы писали, запомнилось сильнее всего?

- При мне дед кричал на молодого парня лет двадцати: «Каб табе той матацыкл кішкі вывернуў!» Увы, так и случилось через месяц с небольшим…

- Как вам дается постоянное нахождение на грани добра и зла?

- Зло, бытовое или социальное, отражается на нас, съедает здоровье, настроение. Так что не зря говорят: зло с зубами, а добро с кулаками. Злу надо противостоять. А человеческие истории... Бывает, и ночами не спишь - прокручиваешь их в голове, настолько невероятными они бывают.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также