2018-01-28T10:55:50+03:00
КП Беларусь

Новый «Ревизор» в Купаловском. «Александр Григорьевич на каждом совещании говорит: «Хлопцы, не крадите – сядете!»

Дикая «трасянка», много полуобнаженных звезд и генеральная уборка [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments12
Городничий Манаева только сначала казался бесхитростным чиновником районного масштаба из анекдота. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧГородничий Манаева только сначала казался бесхитростным чиновником районного масштаба из анекдота. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
Изменить размер текста:

Сюжет гоголевской пьесы, где испуганные местные чиновники обхаживают лже-ревизора из столицы, подробно пересказывать бессмысленно. Собственно, он весь и сохранился в новой постановке Купаловского театра. Только действие спектакля из XIX века Николай Пинигин перенес в ХХ век – в конец 1970-х – начало 1980-х, а уездный город стал райцентром.

В спектакле есть отсылки к современности. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

В спектакле есть отсылки к современности. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Какие-то отсылки на реалии того времени вроде фрагментов музыкального сопровождения из песен советских ВИА эту тему поддерживают. Но есть и детали вроде нарядов дам или баулов торговок, которые можно соотнести и с 1990-ми годами и даже с нашим временем.

Николай Пинигин говорит в интервью «Комсомолке», что «Ревизор» - это пьеса о «ребятах, которые создали под себя цивилизацию», и о том, что из этого вышло. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Николай Пинигин говорит в интервью «Комсомолке», что «Ревизор» - это пьеса о «ребятах, которые создали под себя цивилизацию», и о том, что из этого вышло. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Место действия «где-то в Беларуси» с головой выдает «трасянка» всех персонажей пьесы за исключением столичного проходимца Хлестакова. Это и есть секрет того самого нового перевода Марии Пушкиной, отмеченного на афише. В контексте постановки получилось переосмысление классического текста в ситуации, максимально приближенной к нашей действительности и недавней истории.

Виктор Манаев за время пьесы смог показать всю подноготную своего Городничего. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Виктор Манаев за время пьесы смог показать всю подноготную своего Городничего. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Да и сам Николай Пинигин замечает: перевод Кондрата Крапивы, самый известный из белорусских, уже не соответствует времени. Взять хотя бы новые или хорошо забытые старые слова, которые за это время появились в языке! А сколько реалий изменилось?

Порой совещание у Городничего в духе современных телевизионных проходило на высоких тонах. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Порой совещание у Городничего в духе современных телевизионных проходило на высоких тонах. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

По Гоголю это такая глушь, что «отсюда хоть три года скачи – ни до какого государства не доскачешь». Собственно, эти слова Городничего о беспечности (до поры до времени) нечистых на руку чиновников. Не зря известие о приезде ревизора Городничий до них доносит не в кабинете, а после хорошей парилки – прямо в бане (отметим хорошую форму купаловцев: неужели обошлось без тренажерки?).

Добчинский (Игорь Петров) и Бобчинский (Сергей Чуб) – что-то вроде современных блогеров в спектакле. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Добчинский (Игорь Петров) и Бобчинский (Сергей Чуб) – что-то вроде современных блогеров в спектакле. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Конечно, выводится и параллель с современностью: чиновники во все времена и везде примерно одинаковые, и коррупция среди них – тоже явление не новое. Кстати, на вопросы о связи с белорусской ситуации Николай Пинигин ссылается на президента Беларуси:

- Александр Григорьевич на каждом совещании говорит: «Хлопцы, не крадите – сядете!».

В какой-то момент Городничий становится самой решительностью. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

В какой-то момент Городничий становится самой решительностью. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Городничий во втором составе – Виталий Макаревич (сцена репетиции). Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Городничий во втором составе – Виталий Макаревич (сцена репетиции). Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

В спектакле занята почти вся мужская часть труппы. Николай Пинигин говорит, что не сомневался с исполнителями роли Хлестакова – Павел Харланчук и Александр Казело. Точно также режиссер сразу знал исполнителя роли Городничего – народный артист Беларуси Виктор Манаев. А более молодой чиновник высокого полета, но местного значения во втором составе у Виталия Макаревича.

В какой-то момент комический дуэт Зои Белохвостик и Дианы Каминской (жены и дочери Городничего)… Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

В какой-то момент комический дуэт Зои Белохвостик и Дианы Каминской (жены и дочери Городничего)… Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

…становится дуэтом решительных соперниц. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

…становится дуэтом решительных соперниц. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Николай Пинигин сразу увидел Павла Харланчука в роли Хлестакова. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Николай Пинигин сразу увидел Павла Харланчука в роли Хлестакова. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Блестящая игра Виктора Манаева в сцене с банной «нарадай» напомнила знакомые по телеэфирам многочасовые заседания, где чихвостят за недоработки провинившихся чиновников. Кстати, теперь ясно, почему на афише спектакля – чиновнийчий портфель с банным веником. А случайно брошенное вскользь «между протчым», фирменная приговорка Микиты Зносака из купаловских «Тутэйшых», подсказывает, каким бы он был, дослужись до чина повыше регистратора, мог бы стать таким.

Очаровывая местных красавиц, Ревизор-Харланчук читал стихи Аркадия Кулешова: «Пайшла, ніколі ўжо не вернешся Алеся…». Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Очаровывая местных красавиц, Ревизор-Харланчук читал стихи Аркадия Кулешова: «Пайшла, ніколі ўжо не вернешся Алеся…». Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Местные божки в исполнении Игоря Сигова, Дмитрия Есеневича, Романа Подоляко и Ивана Кушнерука великолепно показали диапазон моделей поведения служителей госсистемы – от схоронившегося где подальше, как мышь под веником, до тонких стратегов, рассчитывающих каждый шаг и готовых вовремя поставить подножку своему боссу.

В спектакле есть все типажи чиновников, боящихся наказания за свои проступки. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

В спектакле есть все типажи чиновников, боящихся наказания за свои проступки. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Конечно, каждая гоголевская характеристика болезненных сфер общества XIX века отражалась в зале здоровым смехом (добавьте сюда эффект невероятно меткой «трасянки»): «Не по чину берешь!», «Дело семейственное», «Чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя», «В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли?».

Ревизор вошел в раж! Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Ревизор вошел в раж! Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Одна из эффектных сцен – полет фантазии Хлестакова – завершился настоящим полетом (на репетиции). Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Одна из эффектных сцен – полет фантазии Хлестакова – завершился настоящим полетом (на репетиции). Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

А вот просто на злобу дня – только вспомните сводки новостей: «Лекарств дорогих не употребляем», «Я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя» или «Не приведи Бог служить по ученой части! Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умны человек». Правда, последняя фраза Городничего словно отматывает все назад: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь?»

Брать взаймы можно в любом месте, а главное делать это с радостью и без особых церемоний, считает Хлестаков. В роли судьи Ляпкина-Тяпкина – Игорь Сигов. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Брать взаймы можно в любом месте, а главное делать это с радостью и без особых церемоний, считает Хлестаков. В роли судьи Ляпкина-Тяпкина – Игорь Сигов. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Женских ролей в спектакле немного, но тем эффектнее выглядит дуэт великолепной народной артистки Зои Белохвостик и молодой актрисы Дианы Каминской. Не раз спектакль сводит жену и дочь Городничего, которых они исполняют, в сценический спарринг, но каждая выдерживает сбалансированный рисунок роли.

Чем закончилась яркая постельная сцена Хлестакова и Марьи Антоновны, можно узнать на спектакле. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Чем закончилась яркая постельная сцена Хлестакова и Марьи Антоновны, можно узнать на спектакле. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Ну а в «сольных» эпизодах Зоя Белохвостик из простушки-городничихи в начале с зычным «Га-а-а!» в спину уходящему мужу превращается в мудрую и коварную готовую на все королеву жизни. Ту самую шею, которая и управляет главой семейства – читай главой города. Города, где крест у дороги давным-давно стал линией ЛЭП и которому давным-давно требуется генеральная уборка. В финале об этом позаботились.

Еще восемсот – для ровного счета. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Еще восемсот – для ровного счета. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Николай Пинигин говорит, что в день премьеры еще рано говорить о рождении спектакля – только показу к пятнадцатому все становится на свои места. Тем более на постановку «Ревизора» с двумя составами в связи с гастролями театра по Китаю у режиссера был месяц и 10 дней. Но эффектные постельные сцены, педикюр в настоящей ванной, полет и несостоявшаяся свадьба – это то, что стоит увидеть своими глазами.

В какой-то момент простушка-городничиха становится расчетливой и решительной дамой. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

В какой-то момент простушка-городничиха становится расчетливой и решительной дамой. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

В феврале «Ревизора» показывают трижды – 7-го, 13-го и 21-го. А на предпоказе для прессы и партнеров театра накануне премьеры спектакль среди прочих смотрели глава Центризбиркома Лидия Ермошина и отвечающая в Министерстве культуры за театр первый замминистра Ирина Дрига.

ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ!

Озвучил Николай Пинигин и планы Купаловского на этот сезон. В переводе Алеся Рязанова на большой сцене петербургский режиссер Андрей Хатенко поставит шекспировский «Сон в летнюю ночь» в блестящем белорусском переводе великлепного поэта Алеся Рязанова (возможно и название станет «Сон на Iванаву ноч»). Спектакль запланирован на июнь.

За шаг до катастрофы. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

За шаг до катастрофы. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

На большой сцене сам Пинигин поставит пьесу Ясмины Реза «Бог резни». Спектакль выйдет под названием «Талернатнасць». Хотя по сути заявленная толерантность - это лишь ирония на толерантность, ведь она эффективна лишь в том обществе, где ее принимают, замечает Пинигин. Потому худрук театра, рассуждая о пьесе, проводит параллель с террористическими актами в Западной Европе, о столкновении разных цивилизаций, когда о современной европейской толерантности можно сказать так: «Доигрались». Кстати, Николай Николаевич уже трижды обращался к пьесе Art Ясмины Реза. Теперь ее воплощение идет на сцене Купаловского, а постановка в частном столичном Малом театре стала культовым спектаклем Минска конца 1990-х – начала нулевых.

Ну а, пожалуй, главное событие на камерной сцене – апрельская постановка «Радзіва Прудок» по дневнику Андруся Горвата, бывшего дворника театра. Предложение о постановке принес худруку Купаловского актер Роман Подоляко, он же и станет режиссером. Пинигин называет Горвата гениально талантливым человеком, а его появление в нашем культурном пространстве – чудом и событием.

А вот спектакль «Войцек» в постановке Юрки Дивакова-Душевского на камерную сцену и вообще в театр не вернется. Напомним, после нескольких премьерных показов в 2017-м эту постановку сняли с репертура. Николай Пинигин говорит, что коль он худрук театра, то он и реализовал свое право отказаться от спектакля. Характеризуя «Воцека», Пинигин говорил о бессмысленности представленного действа, специально созданной разрушительной энергии, о трэше и «бесовщине» на сцене, а еще о том, что к пьесе «Войцек» постановка не имела особого отношения.

Первой же на камерной сцене театра Елена Ганум поставит «Землю Эльзы».

По давней славянской традиции вместо корня зла ищут виноватых. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

По давней славянской традиции вместо корня зла ищут виноватых. Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Перед премьерой современной интерпретации гоголевского «Ревизора» худрук Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин рассказал «Комсомолке» о том, как сегодня классика работает на сцене (Читайте дальше).

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также