2018-03-07T10:46:35+03:00

«Шимско подтроим* и пойдем валять валенки»

Слава о деревне Покутье, что в Дрибинском районе, гремела на всю царскую Россию. Традиция жива и сегодня [фото, видео]
Поделиться:
Комментарии: comments3
Валентин Зюликов мечтает сохранить уникальные традиции шаповальстваВалентин Зюликов мечтает сохранить уникальные традиции шаповальстваФото: Павел МАРТИНЧИК
Изменить размер текста:

Валенки здесь валяли в каждой хате, а мастера разговаривали на секретном языке - «катрушницом лемезне». По уникальной технологии валенки, которые покупают люди по всему свету, сейчас здесь делают ремесленники в пятом поколении - супруги Валентин и Лидия Зюликовы.

«Раньше в какую хату ни зайди - везде валяли валенки»

У ворот встречает хозяин - Валентин Зюликов. В валенках, шляпе…

- По самым малым подсчетам, нашей деревне 360 лет. Все, кто здесь когда-то жил, были ремесленниками и работали у панов Тихоновецкого и Котлы. Как минимум четыре поколения моей родни из этой деревни, - рассказывает Валентин Владимирович.

Покутье - настоящая столица белорусского шаповальства. Валенки здесь валяли еще в XVIII - XIX веках. По одной из версий, местный пан стал приглашать селиться сюда крестьян, и кто-то из них принес с собой искусство шаповальства. По второй - помещик специально отправил несколько местных мужиков в Россию, чтобы те научились этому ремеслу.

Мастерская Валентина Владимировича Фото: Павел МАРТИНЧИК

Мастерская Валентина ВладимировичаФото: Павел МАРТИНЧИК

- В моем детстве, в какой дом ни зайди, возле стола стоял мужик и валял валенки, женщина топила печь и с этими валенками возилась. Шаповалами были все мои деды и прадеды. Со стороны супруги тоже. Передавали мастерство по наследству. Сейчас в нашей семье три живых поколения шаповалов. Отец мой - Владимир Моисеевич, ему 88 лет, я и сын с зятем, - рассказывает шаповал.

«Женщины надевали на валенки чулки, чтобы не пачкались»

Валентин Владимирович приглашает в свою мастерскую и показывает инструменты. Колодка, провилы, клины…

- Хорошие мастера много с собой не таскали. Мешок с колодками за плечи - и пошли по деревням с криками: «Кому валенки валить?» Люди уже ждали, приглашали работать в дом. Шерсть уже была наготове. Днем работали, на ночь закладывали один валенок сушиться в печь. К утру высыхал. Надевали на форму второй валенок - и снова в печь. Печь для каждого валенка топили отдельно.

Кило шерсти хватит на небольшие валенки. Фото: Павел МАРТИНЧИК

Кило шерсти хватит на небольшие валенки.Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Когда мой бацька первый раз валил валенки 46-го размера, до крови руки стер. И у меня такое было, - говорит шаповал и погружает нас в секреты своего мастерства: - Шерсть сперва надо заготовить, вымыть, вычесать, высушить, взвесить самодельным безменом. 2,5 фунта шерсти - примерно килограмм - хватит на небольшие валенки.

Куделька - шерстяное полотно. Ее разделяют на две части - два валенка. Дальше формируем пляйстрик - полузаготовка. Уже видно, где пяточка, мысик… Она примерно наполовину больше реального размера валенка. Дальше заготовки укатываются, заливаются кипятком. В детстве моей задачей было навалять пляйстриков. А дальше приступал отец. Один валенок в горячей воде надо дубасить час без остановки. И не просто комкать, а мять, накручивать, растягивать.

Валенки покупают люди по всему свету Фото: Павел МАРТИНЧИК

Валенки покупают люди по всему светуФото: Павел МАРТИНЧИК

Валенки кутают и пеленают, как ребенка, а в определенный момент мастер кладет в голенище валенка «душу» - кусок шерсти, который не дает заготовке сваляться в плоский кусок войлока. Уже когда валенок подходит под размер - вымывается, надевается на форму и высушивается. На одну пару - несколько суток работы. В конце валенок снова проходит через огонь - обжигают лишние волоски или бреют для гладкости обычным станком.

- Ноги в добротных валенках не мерзнут, не потеют, дышат. На готовые валенки надевали калоши - бахилы. Женщины, которые работали на ферме, надевали на валенки чулки, чтобы не пачкались. А когда шли в церковь - снимали, - говорит Валентин Владимирович.

«Чтобы не выдавать секреты шаповальства, придумали секретный язык»

- А тот самый секретный язык шаповалов помните?

- А как же? Сейчас шимско подтроим (хорошо подъедим. - Ред.) и пойдем валять валенки, - тут же демонстрирует Валентин Владимирович. - Когда в школу ходил, шаповальский язык знал лучше белорусского. Его для общения между собой придумали местные шаповалы - «катрушники». Общались на нем, чтобы другие не выведали профессиональных секретов. В результате говорили на нем и по работе, и в жизни. Зашифровали слова, которые чаще всего люди использовали в быту. Болото - шалота, машина - кушина, дождь - трухлей, мярхля - овца, конь - волат, дети - фингяты, вода - суга, мужчина - жбан, женщина - жбаха, катруха - шапка, катрушник - шаповал, лемезень - язык. Отсюда и название - «катрушницкий лемезень». Его придумали еще в XVIII веке.

Супруга Лидия помогает мужу делать валенки Фото: Павел МАРТИНЧИК

Супруга Лидия помогает мужу делать валенкиФото: Павел МАРТИНЧИК

- Говорят, у местных шаповалов есть своя, уникальная техника валяния?

- Да, мы делаем валенки из немытой шерсти, без химикатов. Животный жир и пот - главные сцепляющие ингредиенты. Вымываем валенки уже в процессе. Другие же в основном добавляют кислоту. Она сжимает шерсть. 5 минут в кислоте - и готово. Фабричные валенки делают так же. Толку от таких мало: не греют и такие грубые, что мозоли натереть можно.

- И поэтому ваши валенки сегодня разлетаются по всему свету?

- Сегодня мои валенки есть в Карелии, Украине, Германии, Америке, Израиле... Кто только не заказывает. Сделал валенки даже для посла Швеции! Но сначала судьба свела меня с Гуниллой Петау Шоберг - шведской художницей и знаменитым мастером по войлоку. Узнала обо мне - приехала. Преподал ей мастер-класс. И она сказала: «Валентин, я проехала весь мир, но таких валенок не видела нигде». До этого она работала только с мытой шерстью. Стали общаться и дружить. А потом у нее была выставка в Могилеве. И она заехала к нам в деревню уже вместе с тогдашним послом Швеции в Беларуси Петером Эриксоном. Отличный мужик. Заказал валенки себе, жене и детям.

Зюликовы делают валенки из немытой шерсти, без химикатов Фото: Павел МАРТИНЧИК

Зюликовы делают валенки из немытой шерсти, без химикатовФото: Павел МАРТИНЧИК

Валентин Зюликов мечтает сохранить уникальные традиции шаповальства в своей деревне. Вместе с супругой проводит мастер-классы и создал агроусадьбу. В планах - превратить деревню в живой музей традиционных ремесел, где шаповальство, бондарство, кузнечное и столярное дело будут считать настоящим достоянием.

БЫЛО ДЕЛО

«В 60-е годы заниматься валенками запретили»

- Получается, что валенки - сугубо мужское дело?

- Но и женщинам было несладко, - говорит Валентин Владимирович. - Поднимается утром - надо печь натопить, напарить свиньям бульбы, сделать яешню, блинов нажарить. И детей семеро. А чего стоило воды натаскать? Чтобы вымыть один валенок от животного жира и аммиака, надо 20 литров воды. За водой ходить было далеко. Возле колодца - очередь стояла. А колодец глубиной 25 метров. Экономили воду как могли. Бульбу спарыли, а воду - в отдельное ведро. Валяли в ней валенки.

Валенки кутают и пеленают, как ребенка Фото: Павел МАРТИНЧИК

Валенки кутают и пеленают, как ребенкаФото: Павел МАРТИНЧИК

Женщины занимались и закупкой шерсти. Моя мать, к примеру, ездила в Калининградскую область, в Подмосковье, Гагарин, Вязьму, Поставы, Верхнедвинск… С хутора на хутор по 15 - 20 км. Набивает 2 мешка по 30 кг, через плечо - и по пересеченной местности. А могли ведь и ограбить. Знали, что с деньгами едут скупать шерсть. С шерстью ехали не домой, а чесать на специальной машине. Иногда килограмм шерсти приходится передирать целый день. Потом на поезд - и пешком до дома. Такой вояж занимал три дня.

Мужики тем временем валили. Каждый шаповал за сезон перерабатывал до 100 кг шерсти. Там, где в домах было много хлопцев, вылетало по 20 пар в неделю. Приходит суббота: мешок на плечи - и на базар. Редко когда домой обратно привозили одну-две пары. Все скупали. За пару можно было взять 20 - 25 рублей, а на ферме получали тогда 50 - 60 рублей в месяц.

Летом занимались другим ремеслом - колеса делали, пчел держали. Заканчивали летние работы - и снова шерсть скупать. Опять за валенки.

- В 60-е годы заниматься валенками запретили, - вспоминает супруга шаповала Лидия. - Всех заставляли работать в колхозах. Кто же мог позволить шаповалам жить лучше председателя колхоза? Валенки отбирали, женщин с шерстью снимали с поездов, устраивали им народные суды. В какой-то момент даже в нашей деревне перестали делать валенки. А в 1991-м собрались мой брат, Валентин и его дядька - организовали кооператив. И с тех пор валенки опять потихоньку начала делать вся деревня…

*На языке шаповалов - хорошо подъедим.

Изготовление валенок.Павел МАРТИНЧИК

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также