2018-04-02T17:16:42+03:00
КП Беларусь

Самый сложный предмет - математика, важный - иностранный, неинтересный - белорусский

Социологи поделились результатами исследования «Особенности системы среднего образования в Беларуси»
Поделиться:
Комментарии: comments13
Каждый 10-й школьник уверен, что оценки показывают, кто из учеников лучше.Каждый 10-й школьник уверен, что оценки показывают, кто из учеников лучше.Фото: Юлия ПЫХАЛОВА
Изменить размер текста:

Программа по информатике устарела, а один из самых важных предметов (медподготовку) преподают только девочкам - к таким выводам пришли в Исследовательском центре ИПМ. Социологи поделились результатами исследования «Особенности системы среднего образования в Беларуси». Около 1000 школьников или тех, кто школу закончил не больше трех лет назад, поучаствовали в опросе.

ПО ВЕРСИИ ШКОЛЬНИКОВ, ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ПРОЩЕ, ЧЕМ ИХ ОЦЕНИВАЮТ МИНИСТЕРСТВА

В методических пособиях, по которым работают учителя, каждому учебному предмету присвоена сложность - от 1 балла (самый простой) до 12 (самый сложный). Так, по версии Минздрава и Минобразования, 12 баллов заслуживает математика, за ней идет иностранный и белорусский языки, а самые простые - это музыка, изо и медподготовка. Интересно, что, по версии школьников, практически все предметы проще, чем их оценивают министерства.

У учеников спросили и о том, какие предметы они считают самыми важными и самыми интересными. Самым важным предметом оказался иностранный язык, на втором месте - русский, затем математика, медицинская подготовка и информатика. Самые неважные - музыка и изо.

Самые интересные предметы, по версии школьников, практически повторяют самые важные. Снова информатика, медподготовка, появляется в этом списке и физкультура. А вот самыми неинтересными, к нашему сожалению, ученики назвали белорусскую литературу, белорусский язык и черчение.

- Либо неправильно преподносятся, либо программы требуют разнообразия, - предполагает автор исследования Дарья Урбан.

Интересно ситуация обстоит с медицинской подготовкой. Притом что этот предмет школьники считают одним из самых важных, о его важности постоянно говорят педагоги, предмет, где учат оказывать первую помощь и заботиться о здоровье, преподают только девочкам. Многие учителя отмечают, что этот подход надо менять.

- Медподготовка - это не специфические знания, это знания, необходимые иногда для выживания, - отмечает Дарья Урбан. - Содержание и программа медподготовки касаются всех людей вне зависимости от их половой принадлежности.

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ОТЛИЧНИКОВ ЗАНИМАЮТСЯ С РЕПЕТИТОРАМИ

Идут к репетиторам некоторые школьники уже в начальной школе, а к старшим классам количество школьников, которым недостаточно школьной программы, достигает 80%. Чаще всего для поступления в вуз, кто-то хочет знать предмет лучше (таких треть), каждый четвертый - все забыл к 11-му классу, столько же просто-напросто не понимают школьные предметы, а у кого-то настояли родители.

Интересно, что школьных знаний не хватает в основном отличникам и хорошистам. Больше половины отличников обращаются за помощью к репетиторам.

А вот сильнее всех не довольны уровнем своих знаний гимназисты, хотя экзамены в вузы они сдают лучше других. Гораздо лучше оценивают свой уровень подготовки выпускники лицеев и колледжей.

А вот от типа населенного пункта, пола респондентов и среднего балла аттестата оценки достаточности школьных знаний значимо не различаются.

ДЕВОЧКИ УЧАТСЯ ЛУЧШЕ МАЛЬЧИКОВ, А В БОГАТЫХ СЕМЬЯХ НЕТ ДВОЕЧНИКОВ

Если взять средний балл всех учеников и округлить до целого, то самая популярная оценка получится 7. Девочки учатся лучше мальчиков, и оценки для девчонок важнее. Учителя обеспокоены цифрами: каждый шестой школьник уверен, что от оценок зависит его будущее.

- Учителя обратили внимание на этот ответ. Это не самый лучший показатель для системы оценивания, - отмечает автор исследования. - От школьных оценок не должно зависеть будущее. Каждый 10-й школьник уверен, что оценки показывают, кто из учеников лучше. Для каждого 10-го оценки не значат ничего - это, в основном, двоечники. Приблизительно столько же говорят, что оценки - это отношение учителя.

Еще одна интересная зависимость: чем выше доходы семьи, тем лучше учатся дети. В богатых семьях, которые могут купить машину или квартиру, вообще нет двоечников.

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ГЛАВНОЕ - ЗАПОМИНАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, А НЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

У школьников спрашивали, как получить хорошие оценки. Самый популярный ответ - постоянно работать над учебными материалами в школе и дома. Интересно, что большая часть тех, кто так отвечал, отметил и другой вариант ответа - важно запоминание больших объемов информации.

- Многие учителя считают, что это интерпретация «работы в школе и дома», - говорит Дарья Урбан. - Ученики считают, что запоминание больших объемов информации - это и есть работа в школе и дома. Не осмысление, не рефлексия, а именно умение запомнить информацию. Учителя предполагают, что это из-за ЦТ, где нужно не проанализировать информацию, а запомнить и воспроизвести: даты, правила, примеры. Если ученики не учатся думать и учиться, из них получаются не самые эффективные участники рынка труда - они не способны принимать творческие решения, боятся оценок и того, что за ошибкой последует санкция.

ПОЛОВИНЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИГОДИЛСЯ РУССКИЙ ЯЗЫК

Больше половины школьников сказали о том, что им пригодился русский язык, каждому шестому школьнику - белорусский, каждому седьмому - математика. Остальные предметы набрали мизерные проценты.

- Это индикатор того, что нужно менять программу, адаптировать под потребности рынка труда, - говорит Дарья Урбан. - Наши программы выглядят примерно так же, как 50 лет назад, а время изменилось. Например, программа по информатике: в учебнике рассказывают о том, что дискету надо вставлять в дисковод, а дети уже не знают, что такое дискета. По методичке положено использовать 2003-й Ворд, когда сегодня есть уже 2016-й.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также