2018-04-11T21:48:43+03:00

Врач о cамолечении: «Если у вас онкология, странно лечиться грибом веселка»

Почему одни медики любят пациентов, которые читают в интернете о своем диагнозе и задают много вопросов, а других они раздражают
Поделиться:
Комментарии: comments11
Врач-анестезиолог-реаниматолог и руководитель портала Минздрава о здоровом образе жизни 24health.by Ольга СветлицкаяВрач-анестезиолог-реаниматолог и руководитель портала Минздрава о здоровом образе жизни 24health.by Ольга СветлицкаяФото: Святослав ЗОРКИЙ
Изменить размер текста:

- Любой человек в возрасте, скажем, до 65 лет, будучи активным пользователем интернета, ищет информацию о беспокоящих его симптомах в сети. Я не знаю такого пациента, который этого бы не сделал, - рассказывает врач-анестезиолог-реаниматолог и руководитель портала Минздрава о здоровом образе жизни 24health.by Ольга Светлицкая. - Иногда это может приобретать болезненные формы, когда человек гуглит симптомы по несколько часов и по любому поводу. Такое состояние называют киберхондрией. Не могу сказать, что среди белорусов подобное болезненное влечение встречается часто. Скорее, нам характерны фобии, когда пациент боится определенного заболевания, - например, онкофобия.

В МИРЕ Е-ПАЦИЕНТ - ДВИГАТЕЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, НО ОН ДУМАЕТ, ЧТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ ВРАЧА

- А в европейских странах количество киберхондриков растет. Почему?

- Е-пациент (информированный пациент, тот, который знает о своей болезни из интернета) и киберхондрик - это два разных человека. Е-пациент после установления диагноза, копаясь в сети, старается узнать побольше о своем заболевании для лучшего понимания причин его развития, сущности происходящих в организме изменений и методов лечения. Киберхондрик, начитавшись описаний заболеваний, ищет их симптомы у себя.

Мы серьезно заговорили о Е-пациенте только сейчас, а, например, в Соединенных Штатах это движение начало формироваться в середине 1980 - 1990-х. С этим трендом бессмысленно бороться, людей просто надо учить искать правильную медицинскую информацию в интернете.

- Получается, е-пациент - это положительная коннотация. Но при этом врачи говорят, что это самый сложный пациент.

- Врачи, чаще те, кто в возрасте, не любят общаться с осведомленным пациентом. Врача с 40-летним стажем, как правило, раздражает пациент, который говорит: «А вот в США создали новый препарат». Пациенту кажется, что он пришел с новым методом лечения и знает больше, чем врач. Но хороший врач всегда осторожен: препарат новый, информации об отдаленных результатах использования еще нет, а значит эффективность пока не доказана. А наша главная заповедь – не навреди.

Мировая практика показывает, что е-пациент способствует развитию системы здравоохранения. Хорошо информированные пациенты заставляют врача внимательнее относится к сказанному и назначенному.

Ольга уверена: людей надо учить искать правильную медицинскую информацию в интернете Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Ольга уверена: людей надо учить искать правильную медицинскую информацию в интернетеФото: Святослав ЗОРКИЙ

- Сейчас вы говорите о той информации из интернета, которая идет пациенту на пользу. Но есть и обратная сторона.

- Конечно, не вся информация на медицинскую тему, представленная в сети, грамотна и одинаково полезна. Плохо, когда пациент читает не те сайты или форумы, принимает на веру и, общаясь с врачом, настаивает, что прав. Например, очень аккуратными надо быть на форумах о похудении. К нам не раз в реанимацию поступали девочки на грани жизни и смерти, которые начитались «выпьешь мочегонное – влезешь в платье». Иногда люди самостоятельно начинают принимать лекарства, потому что решили, что у них какое-то заболевание. Наиболее часто встречается безосновательный прием антибиотиков.

А еще мы не любим народных методов лечения. Если человеку установили онкозаболевание, странно лечиться грибом веселка. Не понимаю, зачем люди пьют перекись водорода. Это все культура восприятия и понимания.

Народные методы лечения - серьезная проблема для медиков Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Народные методы лечения - серьезная проблема для медиковФото: Святослав ЗОРКИЙ

- Порой действительно не хватает бытовых знаний. Кто-то раскрывает капсулу и высыпает в рот порошок.

- Ушло то время, когда врач бесконечно объяснял одно и тоже каждому пациенту на приеме. Наверное, этот подход имеет смысл сохранять только для пациентов в возрасте, которые не являются активными пользователями интернета. Мне кажется, что гораздо полезнее создавать профессиональные ресурсы с такой информацией. Например, врач-оториноларинголог (лор-врач) объясняет на приеме, как полоскать горло или промывать нос. Можно порекомендовать пациенту заглянуть в его специализированный блог или на страничку поликлиники и прочитать об этом там, а освободившееся время потратить более эффективно. С информированным пациентом, врач всегда ведет не монолог, а диалог.

ЗА 15 МИНУТ ПАЦИЕНТЫ НЕ УСПЕВАЮТ ЗАДАТЬ ДОКТОРУ ВСЕ ВОПРОСЫ И ИДУТ НА ФОРУМЫ

- Запросы о здоровье входят в топ-5. Google утверждает, что в сутки обрабатывает в среднем 160 миллионов запросов, Яндекс – 7 с половиной миллионов запросов в сутки или 5 тысяч в минуту. Неудивительно, что тренд «здоровье» используется маркетологами во всех сферах нашей жизни. Поэтому надо быть очень осторожным, читать только на специализированных медицинских сайтах, на сайтах медучреждений. Обращайте внимание, кто является экспертом в тексте.

- У нас есть интернет-сообщества, где собираются люди с одним диагнозом?

- В Беларусь есть такая тенденция. В соцсетях или на специализированных сайтах формируются группы людей, страдающих конкретным заболеванием. При этом контент создается как врачами-специалистами, так и просто пациентами. Это очень полезно для пациентов и для системы здравоохранения. За 15 минут на приеме у врача пациент не успевает задать все вопросы. В общих чертах врач все объяснил, но в жизни возникает очень много рутинных вопросов: что есть, что пить, как устроиться на работу. Кроме того, пациенты, общаясь, доходчиво объясняют друг другу почему с ними это случилось, какие потребовались анализы для постановки диагноза, рассказывают логистику лечения. Врач в таком интернет-сообществе уже скорее является модератором. В его задачи входит разъяснить, где правда, а где ложь, ответить на накопившиеся вопросы. Мне нравится, как работают: transplantology.net для пациентов после органной трансплантации, oncopatient.by для онкопациентов и cardio.today для пациентов кардиологического профиля.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также