2018-04-27T22:18:31+03:00

Машина времени: один день с создателями струнного транспорта SkyWay

Отечественная разработка наделала немало шуму, ведь предложила новаторское решение - поднять транспорт над землей!
Поделиться:
ЭкоТехноПарк с высоты полета юнибусаЭкоТехноПарк с высоты полета юнибуса
Изменить размер текста:

Пасмурным белорусским утром выезжаем в ЭкоТехноПарк и на производство струнного транспорта SkyWay. Отечественная разработка наделала немало шуму, ведь предложила новаторское решение - поднять транспорт над землей, лишить города пробок и ускорить междугороднее сообщение. Хочется хоть одним глазочком увидеть то, что инновацию, которую эксперты нарекли «транспортной революцией», делают именно у нас.

Команда делится на две части - половина из нас отправится на полигон, половина на собственное производство компании. В машине начальника управления испытаний, сертификации и стандартизации Михаила Хадаркевича свободных мест нет, еще бы - работа кипит и команде не до попутчиков. Едем сами.

ПРОИЗВОДСТВО ЧАСТЬ 1

Первый десант высаживается в Шабанах. Рабочий район, где «куют металл». Здесь и находится опытное производство ЗАО «Струнные технологии», компании-разработчика. Встречаемся с Михаилом у павильона с механизмом, обнесенным забором-сеточкой. На заборе надпись: «Высокое напряжение. Опасно для жизни». Группа инженеров суетится вокруг, Михаил рассказывает: на сегодня было запланировано проведение пусконаладочных работ по испытательному стенду. Проверяем стенд на готовность к испытаниям. После его ввода в эксплуатацию можно будет испытывать детали и узлы.

Наладочные работы на стенде

Наладочные работы на стенде

Токосъем, стенд для которого планируется настраивать сегодня, - устройство, необходимое для передачи электричества в транспортное средство на скоростях до 500 километров в час. Первый запуск нового стенда: один из инженеров включает ток, двигатель начинает работать. Инженеры-испытатели за металлическим забором обсуждают эксперимент. Перед началом они провели небольшую переконфигурацию. Все фиксируется документально и на камеру Go-pro, для анализа. Михаил терпеливо объясняет, какие данные сверх методики испытаний он хотел бы получить сегодня.

Планы понятны: «В ходе испытаний предполагается отработка конструкций и нескольких типов материалов, которые можно применять непосредственно для токосъема. Как только мы убедимся в том, что стенд годен, и когда он будет введен в эксплуатацию - мы можем приступать непосредственно к испытаниям».

ЭКОТЕХНОПАРК ЧАСТЬ 1

Вторая часть команды за это время прибывает на полигон. Кипит работа по подготовке к эксплуатационным испытаниям. Зимой компания получила сертификаты на два транспортных средства - юнибус и юнибайк. Они ездят на двух прямых трассах - легкой городской и прототипу высокоскоростной. Останавливаться на достигнутом никто не собирается, поэтому сейчас испытывают суперлегкую трассу (ее называют еще провисающей). Это самая лихая из всех дорог струнного транспорта, она похожа на фуникулер в горах.

Нас встречает инженер по испытаниям, душа полигона - Андрей Рудницкий, в народе Иваныч. В команде Иваныча уважают, за добрыми глазами и голосом - житейская мудрость и профессиональная надежность.

Юнибус собран почти на сто процентов из деталей собственного производства, но больше всего команда гордится своим мотором. Вот юнибус выходит на стартовую точку испытательной трассы. Сейчас он поедет по натянутой струне вверх до «перевала», затем вниз, затем обратно. Задача - отыскать оптимальный режим преодоления подъема и спуска, самый комфортный для пассажиров, протестировать его и утвердить.

ПРОИЗВОДСТВО ЧАСТЬ 2

Около сетки с испытательным стендом - большая желтая рамка, состоящая из двух одинаковых частей, к которой присоединяют резиновый кожух. Михаил Хадаркевич объясняет: «Это мембрана - защитный элемент места сочленения между вагонами. У нас применяется особый материал, ведь у нас и скорости другие, и условия эксплуатации несколько отличаются». Желтые рамки с мембраной - испытательный стенд, на котором проверят, способна ли она выдержать предполагаемые условия. Мембрана призвана защищать сложные электрические и механические узлы, расположенные между отдельными модулями (частями подвижного состава), - потрогать ее изнутри, как в троллейбусе, в струнном транспорте не выйдет.

Работа продолжается, стенд подстраивают и готовят к дальнейшей проверке. Один из инженеров приносит дополнительный груз, призванный увеличить усилие прижатия. Рубильник снова включает ток, начинается новый прогон. На сегодня работа с этим испытательным стендом закончена, и специалисты уезжают в офис, где продолжится работа, но на этот раз уже бумажная.

ЭКОТЕХНОПАРК ЧАСТЬ 2

Тем временем на полигоне все самое интересное только начинается. Владимир Дашко, программист-испытатель, похож в своем кресле на голливудского режиссера, а все происходящее на испытательном полигоне - на съемки кассового блокбастера. Вокруг суетится команда, он садится и начинает тестировать все системы перед отправлением. «Вот это тормозная система, - показывает он две колонки на экране. - Даем на нее тестовую нагрузку, смотрим отдачу, отлично». Так шаг за шагом - и вперед, поехали!

Традиции на полигоне простые: стараются ничего не тестировать по пятницам

Традиции на полигоне простые: стараются ничего не тестировать по пятницам

Про «Поехали!». Традиции на полигоне простые, стараются ничего не тестировать по пятницам, сверяем часы - вторник, а значит, традиции блюдутся.

Вот кабинка юнибуса мчит вверх - напряжение нарастает, вот преодолена высшая точка - кабинка спускается, выдох. Для всех собравшихся здесь ответы очевидны. Транспорт, который сможет меньше чем за час домчать из Минска до Гомеля, да еще без пробок, выглядит более выигрышно. Да, время в пути сравнимо с самолетом, но это время без (!) мороки в аэропорту и экономических расходов на его персонал. Почувствуйте разницу.

ПРОИЗВОДСТВО ЧАСТЬ 3

Алексей Стриженков, начальник КБ «Инфраструктурное оборудование», рассказывает, что не все конструкторы целыми днями работают в офисе: «Большую часть своего рабочего дня мы проводим за компьютером, но иногда, как сегодня, необходимо съездить и посмотреть, как все работает». Алексей отмечает, что во многом работа испытателя - это работа первопроходца, и любой результат важен для успешного выполнения задачи.

«Сам вариант, разрабатываемый нами для передачи тока, нигде не используется. И данных по передаче тока таким способом нет. Мы планируем сымитировать процесс: как будут себя вести материал колеса, работоспособность устройства токосъема, как будет передаваться ток, какое нужно усилие прижатия».

Сборочно-наладочные работы на опытном производстве

Сборочно-наладочные работы на опытном производстве

ЭКОТЕХНОПАРК ЧАСТЬ 3

На полевых испытаниях - следующий заход. Юнибус отправляется теперь и с испытателями. Кабинка тронулась, будто зависла над залитым солнцем ЭкоТехноПарком, достигла дальнего участка трассы и вернулась.

В кабине юнибуса

В кабине юнибуса

Генеральный конструктор технологии, ученый Анатолий Юницкий, узнает обо всем моментально. С ним связывается заместитель генерального директора Князев, оба довольны, но Юницкий больше, ведь его дело жизни успешно реализуется в родной стране после бюрократических препон в развитии струнного транспорта в России и Литве.

Пусть для истории эти испытания - просто сухая точка в статистике и графиках, но для создателя транспорта - никогда. «Каждый последующий успешный шаг воспринимается как шаг родного ребенка. Да, знаешь, что все просчитано и выверено много раз, но понимаешь, что с каждым шагом мы приближаемся к решению планетарной проблемы. Что именно это изменит и улучшит жизнь людей», - признается потом Юницкий.

Юнибус на легкой трассе

Юнибус на легкой трассе

Инженеры удаляются по своим делам, а испытатели продолжают тестировать транспорт - кропотливую работу по аналитике износа каждой детали никто не отменял. Впереди у команды SkyWay - много работы. Технологию уже сегодня рассматривают как вариант решения транспортных проблем в Индии, Австралии, Индонезии, России и других странах. Есть и задачи на самую ближайшую перспективу - осенью на фестивале InnoTrans уже планируют показать высокоскоростное транспортное средство. Летом на полигоне в Марьиной Горке пройдет второй ЭкоФестиваль, где показываются достижения струнного транспорта. В прошлом году Марьину Горку благодаря ЭкоФесту посетило 5000 людей в один день, это одна четвертая часть ее населения. Таким образом, к скромному городу Марьина Горка сегодня приковано внимание транспортных экспертов, представителей бизнеса, власти и просто неравнодушных к будущему планеты людей со всего мира. Есть чем гордиться.

Финальная презентация SkyWay за 2017. Источник: Sky Way

Партнерский материал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Сейчас города созданы для автомобилей, а не для человека!»

Чем заменят автобусы и троллейбусы: подробности про новый вид транспорта из Беларуси

Можно не пристегиваться: Чем может удивить белорусский электротранспорт

С киноэкранов на улицы города: ховерборд, летающие автомобили и струнный транспорт

Едем только на «зеленый»!

Что делать, если вы решили сменить профессию?

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также