2018-05-12T00:00:02+03:00

Электромобильное будущее Беларуси: что нас ждет

Первый авто на электрической тяге появился в нашей стране всего пять лет назад
Поделиться:
Комментарии: comments3
Электромобильное будущее Беларуси: как это будет.Электромобильное будущее Беларуси: как это будет.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
Изменить размер текста:

«Комсомолка» прикинула, когда белорусы смогут полностью отказаться от автомобилей на бензине и солярке и пересядут на электромобили.

История легкового электротранспорта у нас началась сравнительно недавно. Первый электромобиль в Беларуси появился летом 2013 года - подержанный Nissan Leaf привезла и поставила на учет компания «А-100». Вместе с доставкой и растаможкой авто обошелся компании в 43 тысячи долларов. В это же время «А-100» открыла первую в Беларуси зарядку для электромобилей. Уже в следующем году в Минске появился первый экземпляр детища американского миллиардера Илона Маска - электромобиль Tesla Model S. Сегодня в Беларуси зарегистрировано уже больше сотни электромобилей. Первым официальным дилером, который решился продавать в Беларуси электромобили, стал импортер KIA - осенью 2014 года в Минске появился первый сертифицированный в стране электрический KIA Soul EV. А буквально на днях стартовали официальные продажи BMW i3. Китайские электромобили марки Zotye начинают собирать на заводе в Обчаке, что под Минском. В этом году замахнулись сразу на три тысячи автомобилей - правда, независимые эксперты сомневаются, что такие объемы будут востребованы. Не остались в стороне и государственные предприятия: уже сейчас по Минску ездят 20 электробусов на суперконденсаторах производства завода «Белкоммунмаш», к следующему лету их количество собираются довести до 60 штук. А еще собственный электромобиль разрабатывают в Академии наук Беларуси. Раньше других журналистов протестировать первый пробный экземпляр удалось корреспонденту «Комсомолки». Также ведется работа над созданием программы развития электротранспорта в Беларуси.

Через семь лет в Норвегии 100% продаваемых машин будут электромобилями

Очевидно, Беларусь только начинает свой путь. Поэтому интересен опыт наших более развитых в этом плане соседей. И если в Беларуси всего чуть больше ста электромобилей, то, например, в соседней Украине - уже почти пять тысяч. А дальше всех в этом направлении шагнула Норвегия. Уже сейчас в этой северной стране половина проданных автомобилей приходится на электрокары. Сегодня по дорогам пятимиллионной Норвегии колесят 140 тысяч электромобилей - и это не считая гибридов и машин с функцией Plug-in (это машины, которые могут ездить и на электричестве, и на обычном топливе). Пока количество электромобилей в Норвегии - это всего 7% от общего количества частных машин в стране, но их продажи серьезно растут. А все благодаря позиции властей, которые к 2025 году решили довести долю продаж электромобилей до 100%. Для этого еще с 90-х годов продавцы и покупатели таких авто пользуются льготами: не платят НДС и другие сборы, не тратятся на платные дороги, бесплатно пользуются паромами, муниципальными парковками и выделенными полосами для общественного транспорта. А вот владельцев бензиновых машин там все более ущемляют в правах - например, скоро им запретят въезд в центры крупных городов.

Развитию электротранспорта в Беларуси мешает отсутствие льгот и зарядных станций

- Рынок электромобилей в Беларуси держится на энтузиастах. Его развитие тормозит отсутствие специальных законов и тарифов, разветвленной сети зарядных станций и мер по стимулированию спроса на электротранспорт, - примерно так можно сформулировать общее мнение белорусских автодилеров, экологов и энергетиков. Более подробно «Комсомолке» о перспективах развития электротранспорта в Беларуси рассказал председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич:

- Говорить сегодня о том, что парк автомобилей в Европе, России и Беларуси в одночасье может перейти на электромобили, наивно. Потому что любой автомобиль, эксплуатируемый на рынке, имеет свой срок жизни, и никто его ускорять не будет. Главный фактор, который подтолкнет белорусов к электромобилям - экономический. Когда автомобили новые будут стоить 20 - 30 тысяч долларов, а пробег на одной зарядке будет не меньше 500 километров - это будет точка перелома. Когда это произойдет - покажет время. По моим ожиданиям, европейские рынки начнут активно обновлять свой транспорт в начале 20-х годов, когда начнет серийно выпускаться большой модельный ряд с этими параметрами. Европейские страны уже стимулируют своих граждан пересаживаться на экологический транспорт, уменьшая экологические сборы, стоимость оплаты дорог, создавая бесплатные парковки. Все эти меры уже дают определенные сдвиги - особенно в Скандинавии. Эти страны активно инвестируют в сеть зарядных станций, а также стимулируют покупателей электромобилей. Что касается Беларуси - мы идем в фарватере того, что происходит в странах Европы.

«Белорусы начнут переходить на электротранспорт в начале 20-х годов»

Еще одна проблема - получение сертификата «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС):

- Белорусские импортеры и дилеры сегодня работают по сертификатам ОТТС, которые сегодня можно получить только в России - такова реальность, - рассказал Сергей Михневич. - Но пока российское законодательство не создает условий для того, чтобы электромобили успешно продавались в России. Со временем производители получат ОТТС для российского рынка, а мы соответственно - для белорусского. А до этого нам будет очень сложно получать от производителя электромобили серийного производства и продавать их большими объемами на нашем рынке. А дальше все зависит от заинтересованности государства в инвестициях в инфраструктуру, в субсидирование, льготы при использовании и т/ д. Нужно? чтобы несколько факторов сошлись воедино. И тогда можно говорить о том, что в начале 20-х годов белорусский авторынок начнет потихоньку переходить на электротранспорт.

Программа развития электротранспорта в Беларуси уже есть, но она еще не принята

Летом 2016 года появился проект программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта в Беларуси. Согласно 88-страничному документу к 2025 году в нашей стране будет построено 262 зарядные станции. В проекте говорится о прогнозах стимулирования физлиц для покупки электромобилей - это льготное кредитование, государственные субсидии, отмена таможенных пошлин и утилизационного сбора, снижение транспортного сбора, налоговые льготы, сниженные тарифы на электроэнергию. По оптимистичной оценке экспертов, к концу десятилетия в Беларуси будет зарегистрировано около 10 тысяч электромобилей, а к 2025 году - более 32 тысяч. Посчитали и объем финансовых средств, необходимых для выплаты субсидий на приобретение электромобилей: в 2016 - 2025 годах он может составить от 70 до 230 миллионов долларов. Эту программу собирались принять до конца прошлого года, но сроки сдвинулись.

Еще один важный плюс электротранспорта - это экологичность. Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Еще один важный плюс электротранспорта - это экологичность.Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

К 2050 году до 45% автомобилей в нашей стране может стать электрическими

Еще один важный плюс электротранспорта - это экологичность.

- Электромобили, как и троллейбусы, метро, трамваи и электробусы, позволяют сэкономить нефтяные ресурсы, - считает председатель правления «Минского велосипедного общества» Павел Горбунов. - Но для города важнее то, что электрификация транспорта позволяет избежать загрязнений воздуха от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, которые негативно влияют на здоровье людей и экологию города. В Минске, например, 85% загрязнений воздуха приходится на транспорт, что в пересчете на одного жителя составляет примерно 90 килограммов загрязняющих веществ в год.

- Смогут ли электромобили загрузить Островецкую АЭС, которые планируют запустить в 2020 году?

- Ученые считают, что нет. Согласно программе развития электромобилей к 2025 году в самом оптимистическом варианте в Беларуси появится чуть больше 30 000 электромобилей, что потребует всего 0,1 млрд. кВт*ч электроэнергии. Недавно немецкое аэрокосмическое агентство DLR проводило исследование энергетики Беларуси, которое в скором времени будет презентовано. По их оценкам, к 2050 году до 45% автомобилей в нашей стране могут стать электрическими. К этому году весь электротранспорт, включая электромобили, троллейбусы, трамваи, электровозы на железной дороге, создаст спрос всего на 6 млрд. кВт*ч. Сегодня Беларусь потребляет около 37 млрд. кВт*ч, а плановая мощность Островецкой АЭС - 18 млрд. кВт*ч в год. Все это дополнительно к тем мощностям, которые существуют сегодня. Поэтому, даже если из обращения будут выводить устаревшие источники, остатки электроэнергии все равно будут.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Беларуси впервые установили тарифы на электроэнергию для зарядки электромобилей

Данный тариф введен с 1 мая 2018 г. и составляет 0,15693 рубля (без НДС) за 1 кВт*ч, что ниже общего тарифа для организаций, работающих в сфере услуг, на 48%.

Это значит, что «залить полный бак» стандартного электромобиля типа KIA Soul EV будет стоить 4 рубля 24 копейки (без учета налога и заработка оператора). В реальных условиях проехать на одной зарядке можно около 150 километров. Это значит, что расход в деньгах на 100 километров - 2,83 рубля, это цена двух литров 95-го бензина. «Заправить под завязку» самую мощную модификацию электромобиля Tesla Model S - обойдется в 15 рублей 70 копеек. На одной зарядке эта 762-сильная «пуля» может проехать 600 километров, это значит, что расход составит примерно 2,62 рубля на 100 км. То есть те же два литра 95-го бензина.

Напомним, до 1 мая юридические лица не могли брать деньги за зарядку электромобиля - так как не существовало соответствующего тарифа.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также