2018-06-12T23:03:50+03:00

Композитор Олег Ходоско: «Мне хотелось уйти от восприятия Купалы как бронзового памятника»

У белорусского композитора Олега Ходоско лето выдалось богатым на премьеры в Музыкальном театре. Причем какие! 28 и 29 июня покажут музыкальный спектакль «Жизнь и смерть Янки Купалы», а 12 и 13 июля - балет «Титаник»
Поделиться:
Янка Купала у Олега Ходоско будет далек от образа с постамента - это живой человек с его страстями и переживаниями. Фото: Евгения СПРУТЬ, архив "КП"Янка Купала у Олега Ходоско будет далек от образа с постамента - это живой человек с его страстями и переживаниями. Фото: Евгения СПРУТЬ, архив "КП"
Изменить размер текста:

Композитор рассказал «Комсомолке», удалось ли ему избавить Купалу от налета забронзовелости, какой станет его «Малітва», которую прославили «Песняры», и зачем в «Титанике» прозвучит спиричуэлс

- Олег, что же лежит в основе спектакля о Купале - его биография или поэзия? Все-таки название спектакля - «Жизнь и смерть Янки Купалы»…

- Однако это не биография, скорее, философское осмысление судьбы классика. Да, в спектакле будут биографичные эпизоды, но там немало и вневременных вещей. И через всю постановку пройдут вкрапления фрагментов реквиема, ведь рабочее название спектакля - «Реквием по Купале». Когда я начал работать, еще не было готового либретто. Имелась литературная основа - пьеса драматурга Анатолия Делендика, созданная по книге Павлины Меделки «Сцежкамі жыцця». А еще массив стихов Купалы, откуда я выбирал наиболее близкие моей музыке произведения. Так и вдохновлялся. Вообще, суть спектакля, как мне кажется, передают слова песни Игоря Талькова «К Виктору Цою»: «Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты, их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты».

У Олега Ходоско в Музыкальном театре сразу две премьеры за полмесяца! Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

У Олега Ходоско в Музыкальном театре сразу две премьеры за полмесяца! Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

- Этот год не юбилейный для Купалы - то есть будущую премьеру нельзя упрекнуть в том, что она для галочки…

- Мне вообще хотелось уйти от восприятия Купалы как бронзового величественного памятника. Это человек со своими страстями и слабостями, живой и переживающий. И с невероятной внутренней силой. А еще хотелось показать Купалу не только как белорусского поэта, но и как фигуру мирового культурного пространства. Музыку в этом смысле поддерживает и сценография Ильи Подкопаева - там будет настоящий космос!

- Музыкальный спектакль подразумевает смешение стилей и включение произведений разных жанров.

- В «Жизни и смерти…» идет немало смешений. Изначально с режиссером Михаилом Ковальчиком (а это наша третья совместная работа в Музыкальном театре) мы хотели сделать мюзикл в духе «Нотр-Дам де Пари», и такой пласт остался в постановке. Но когда в нашу творческую группу влилась наш знаменитый балетмейстер Наталья Фурман, речь пошла и о по-настоящему балетной линии, а не о подтанцовке, как это виделось прежде.

Сейчас в театре репетируют «Жизнь и смерть Янки Купалы»: Сергей Жаров (слева) и Сергей Сутько сыграют, соответственно, кровавого наркома внутренних дел Генриха Ягоду и самого белорусского классика. Фото: Евгения СПРУТЬ

Сейчас в театре репетируют «Жизнь и смерть Янки Купалы»: Сергей Жаров (слева) и Сергей Сутько сыграют, соответственно, кровавого наркома внутренних дел Генриха Ягоду и самого белорусского классика. Фото: Евгения СПРУТЬ

- С каким героем из популярных мюзиклов и музыкальных спектаклей можно сравнить Купалу в спектакле?

- Наверное, по характеру нашему Купале ближе всего граф Рязанов из «Юноны» и «Авось». Это одновременно и лирический персонаж, и человек со стержнем, который остро переживает все происходящее. Буду рад, если такое впечатление смогут передать актеры.

- Какой факт биографии Купалы и какое его произведение вас впечатлило за время работы больше всего?

- Купалу-поэта открыл для себя заново. Ведь в стихи влюбляешься тем больше, чем больше их читаешь. А как композитор я все свое внимание концентрировал на истории Купалы и Меделки. Я сказал бы, что это спектакль о невозможности любви в данных обстоятельствах.

Сейчас в Музыкальном театре полным ходом идут репетиции балета "Титаник". Фото: Евгения СПРУТЬ

Сейчас в Музыкальном театре полным ходом идут репетиции балета "Титаник". Фото: Евгения СПРУТЬ

- Пробовали экспериментировать со стихами, которые уже стали популярными песнями?

- Будет «Малітва» - на эти стихи уже писали Олег Молчан (ту знаменитую песню исполнял Владимир Мулявин) и Владимир Курьян. Но это будет совершенно иное произведение.

В «ТИТАНИКЕ» ПРОЗВУЧИТ ВАЛЬС, КОТОРЫЙ ИГРАЛИ НА БОРТУ ПОГИБШЕГО ЛАЙНЕРА

- В постановку балета «Титаник» вы влились не так давно…

- Потому-то и музыка создается параллельно с постановочным процессом - я приношу материал, и балетмейстер тут же на мою фонограмму начинает работать. Конечно, музыка постоянно дорабатывается, учитываю пожелания балетмейстера и дирижера. А вообще, если бы не приглашение театра, сам за эту тему я вряд ли взялся бы. Ведь как корабль назовешь…

Фрагмент макета сценографии к балету "Титаник". Фото: Сергей ЧИГИР

Фрагмент макета сценографии к балету "Титаник". Фото: Сергей ЧИГИР

- Насколько балет для вас неожиданное поле деятельности?

- Это не первый мой балет. И если говорить о премьерах, то балетная школа Марины Вежновец в мае показала премьеру моей редакции балета «Дюймовочка» в Вильнюсе. Так что какой-то период работал над тремя спектаклями сразу. И пусть музыка для «Жизни и смерти Янки Купалы» была написана уже год назад, со вступлением в дело Натальи Фурман пришлось что-то дописывать.

Балетная тема, может, и не совсем моя. Но она мне очень интересна. Композитор, пишущий симфоническую музыку, все делает сам. А здесь ты работаешь в связке с балетмейстером и дирижером. Или вовсе бросаешься из огня да в полымя: когда делал редакцию балета «Ор и Ора» в Большом театре, мне пришлось внедриться в музыку техно.

- Кстати, в «Титанике» публика услышит дух начала ХХ века?

- Мало того, у нас используется музыка времен первого и последнего плавания «Титаника». А вальс «Осенний сон» абсолютно точно звучал на борту корабля! Будет звучать и моя стилизация под спиричуэлс. Надеюсь, это будет яркий балет - тем более это моя вторая работа с Сергеем Микелем, очень интересным балетмейстером, молодым учеником Валентина Елизарьева.

Эскизы костюмов (художник - Любовь Сидельникова) к балету "Титаник". Фото предоставлено театром

Эскизы костюмов (художник - Любовь Сидельникова) к балету "Титаник". Фото предоставлено театром

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Билеты на первые показы «Жизни и смерти Янки Купалы» (10 - 14 рублей) и «Титаник» (12 - 15 рублей) уже в продаже. Также в Музыкальном театре идет спектакль «Шалом алейхем! Мир вам, люди!» с музыкой Олега Ходоско по мотивам произведений Шолом-Алейхема и «Свадьба в Малиновке» в редакции композитора. В Большом показывают его редакцию балета «Ор и Ора», а в Купаловском - «Не мой». Музыку композитора к этому спектаклю отметили Национальной театральной премией.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Неизвестные страницы биографии Купалы в 1918 - 1920 годах: паспорт гражданина БНР и арест большевиками (Читать дальше)

За "дриндушки" Купалу могли расстрелять в 1930-х (Читать дальше)

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также