2018-07-01T00:00:02+03:00

«Что это за фантастика!?» Как мы платили смартфоном в Минске

Банк Москва-Минск предложил белорусам платить смартфоном в магазинах и ресторанах. Мы проверили, готов ли ритейл к новым технологиям
Поделиться:
Изменить размер текста:

Механизм оплаты смартфоном работает через глобальный сервис Samsung Pay. Вроде бы удобно, но далеко не всем по душе идея заменить кошелек телефоном: одни считают это сложным, другие не хотят пугать кассиров и продавцов, а третьи и вовсе не готовы доверить деньги гаджету. Мы привязали карту Банка Москва-Минск к смартфону и прошлись по минским супермаркетам.

Мало кто знает, но Беларусь стала пятой европейской страной, куда пришел Samsung Pay, после Великобритании, Швеции, Швейцарии и России. Платежный сервис позволяет привязать к смартфону одну или несколько платежных карточек и пользоваться устройством в точках продаж, где установлены терминалы для безналичной оплаты. Смартфонами корейского производителя можно оплачивать покупки в Беларуси и за рубежом.

Москва-Минск - уже пятый белорусский банк, предоставивший держателям своих карт возможность пользоваться Samsung Pay. Чтобы подключить сервис, нужна бесконтактная платежная карточка системы MasterCard и сама программа.

У меня карточка MasterCard Standard, на балансе которой есть немного денег. Начинаю разбираться с программой.

Настройка, привязка и бонусы в кино

Первым делом создаю аккаунт Samsung (пункт «Учетные записи» в настройках). Во всех новейших флагманах Samsung платежный сервис стоит по умолчанию. У меня Samsung Galaxy S6 Edge, иконки Samsung Pay на рабочем столе я не нахожу. Чтобы она появилась, нужно обновить прошивку телефона до последней версии. Это можно сделать, зайдя в настройки. Команду «Обновить ПО» засунули в самый последний пункт - «Об устройстве».

Программное обеспечение обновлено. Логотип Samsung Pay на экране. Нажимаю на него, сервис быстро устанавливается.

Потом - на кнопку «Запуск».

Далее телефон предлагает добавить пароль для входа в сервис и совершения покупок - это может быть отпечаток пальца, скан радужки глаза или PIN-код. У меня последний вариант.

После этого добавляем карту, нажав на ее значок. На экране устройства появляется рамка-видоискатель, которым нужно поймать вашу физическую карту. Номер и срок действия пластика смартфон распознает сам, имя держателя и CVV приходится вводить вручную. Затем Samsung и банк-эмитент предлагают принять условия соглашения - ставим галочки. Последний штрих - проверка карты с помощью SMS.

После этого карта привязана к смартфону.

Ей можно дать имя. Логично, что это будет Банк Москва-Минск, если, конечно, вы не привяжете несколько карт этого банка (так можно).

Samsung Pay проводит небольшой ликбез и предлагает искать символ бесконтактной оплаты на кассе.

Забегая вперед, скажу: совет не очень мудрый, поскольку в наших магазинах довольно часто встречаются терминалы без этого символа, которые, тем не менее, поддерживают бесконтактные карточки.

Еще Samsung и белорусский сервис по продаже билетов на развлекательные мероприятия, видимо, в целях продвижения инновационного продукта разработали совместную акцию. Всем вновь прибывшим пользователям Samsung Pay - в подарок бонусные баллы, за которые можно купить билеты в кино. Проверяла: баллов хватит на два билета по 5,5 рубля, и даже еще останется. Акция действует до 31 октября, так что если теперешний репертуар не устраивает, есть время подождать более интересные новинки кинематографа. Мои баллы пока «лежат».

В меню сервиса есть страничка с контактами Банка Москва-Минск.

«Репетирую» оплату покупок смартфоном. Для этого нужно нажать на кнопку «PIN-код» на экране.

После этого появится вот такое сообщение, а сам телефон начнет периодически вибрировать:

Пока я не совершала покупок, страница, где отображаются транзакции выглядит так:

От продуктов в магазине до бензина на заправке

А теперь - по магазинам. В первую очередь еду в строительный гипермаркет. Покупки скромные, но очень важные: огромные мусорные пакеты и розетки с заземлением. Мне скоро переезжать в другую квартиру, пакеты нужны для упаковки мягких вещей, розетки - для подключения бытовой техники. Я не первый раз в этом магазине и знаю, что бесконтактный пластик здесь поддерживается, хотя специальных значков не вижу. На всякий случай держу наготове кошелек: если смартфон подкачает, быстро достану карточку, чтобы не задерживать очередь. Но операция одобрена, а кассира не удивляет, что я прикладываю к терминалу смартфон.

Дальше - продуктовая розничная сеть. Индейка, помидоры черри и сыр. Samsung Pay снова срабатывает без проблем.

Каждая покупка отображается в списке транзакций.

К сожалению, платежный сервис не показывает остаток средств на счете, но его все же можно увидеть. Банк Москва-Минск уведомляет о совершенных операциях и балансе карты в виде сообщений на Viber. Если мессенджер недоступен, то придет обычное SMS на номер телефона. Сколько денег осталось, можно также посмотреть в мобильном или интернет-банке.

Дальше заезжаю на заправку:

- У вас терминал работает с бесконтактными картами?

- Конечно, прикладывайте.

Прикладываю не карту, а смартфон, что, как мне кажется по выражению лица оператора, он видит нечасто. Операция прошла успешно, иду заливать бензин.

Во всех трех точках продаж у меня есть накопительные карты. И если расчетные карточки, освоившись с Samsung Pay, можно не доставать «на всякий пожарный», то за бонусными все равно приходится лезть в кошелек. То есть уменьшить количество движений при совершении покупок смартфоном не получается. Тогда я вспоминаю, что в платежном сервисе есть функция добавления так называемых клубных карт - это и есть дисконтные и накопительные карточки разных магазинов. Смартфон фотографирует лицевую и оборотную сторону, считывает штрих-код и номер карты. А дальше она действует так же, как и физическая - нужно поднести телефон к сканеру, который считает данные. Ставлю в уме галочку, что нужно попробовать внести мои дисконтные карты в программу. Но это уже в другой день.

За мебель «по старинке», зато в метро без проблем

Следующий рейд за покупками. Совершенно случайно попадаю в мебельный магазин. Там большая распродажа. На глаза попадается зеркало в ванную - почти такое, как я ищу. По размерам чуть шире, чем надо, но на что не пойдешь, когда видишь скидки. Да и платежный сервис нужно протестировать.

- Вставляйте карту, - ошарашивает кассир.

Где-где, а здесь я не ожидала увидеть терминалы, не принимающие бесконтактные карты.

К слову, Samsung Pay использует две технологии: NFC (Near Field Communication) и MST (Magnetic Secure Transmission). Первая позволяет считывать данные с карты с помощью бесконтактных терминалов. Вторая включается там, где терминалы работают с магнитной полосой карточки. То есть при помощи Samsung Pay совершить оплату смартфоном можно в любом терминале. С одной оговоркой: если смартфон поддерживает обе технологии. Новые крутые флагманы умеют соединяться с терминалами и по NFC, и по MST. Мой же телефон - только по NFC. Поэтому за зеркало я плачу обычной карточкой.

А теперь пора протестировать, как работают виртуальные дисконтные карты.

Загружаю одну, и снова в продуктовый.

- У вас ведь бесконтактный терминал?

- Да.

- Тогда я расплачусь смартфоном. И вот на нем же моя дисконтная карта.

- Нет-нет! Мы так не принимаем. Предъявляйте только реальную карту.

Не получилось.

Дальше хочу проверить, работает ли оплата смартфоном в метро. В последнее время только и разговоров о том, что на турникетах установили устройства, которые списывают плату за проезд прямо с карточки, стоит лишь приложить кошелек. Касаюсь устройства смартфоном - загорелся зеленый огонек. Прохожу и тут же выхожу обратно: ехать на метро мне никуда не надо, все исключительно в целях эксперимента.

«Последняя попытка» в магазине косметики

Не теряю надежды испробовать, как работают клубные карты. Захожу в популярную сеть косметики и бытовой химии. Выкладываю покупки перед кассиром:

- У меня дисконтная в смартфоне. Примете?

- Да, давайте.

Изумляюсь, увидев, что кассир не подносит штрих-код на экране смартфона к сканеру, а руками вбивает номер карты в программу на компьютере.

- А сканер как же? - не скрываю удивления.

- Сколько ни пробовали, не проходит. Только номер, только вручную.

Что ж, себе задачу я облегчила: карты доставать не надо, ни банковскую, ни скидочную. Зато кассиру - дополнительная работа.

Последняя попытка. Еще один магазин такой же направленности по соседству.

- Здравствуйте, а ваш сканер прочитает штрих-код с накопительной карты на смартфоне?

- Мы не принимаем карты на телефоне, только «живьем». А то мало ли чью карту вы себе туда «записали».

- У меня есть карта «живьем», я только что внесла ее в телефон специально, чтобы посмотреть, как это работает.

В подтверждение приходится все же достать физическую накопительную карточку:

- Вот, смотрите. А теперь давайте считаем штрих-код с телефона!

Все сработало, но сколько дополнительных переговоров понадобилось для этого. И манипуляций с кошельком.

- Samsung Pay пытается упростить покупателям жизнь, а вы препятствуете, - не выдерживаю я.

- Ну да, - мямлит в ответ кассир.

И какой же вывод

Что можно сказать про платежный сервис, поддерживаемый Банком Москва-Минск? Он удобен, прост и безопасен. Если увлечься, можно и вовсе отказаться от карточки и кошелька - по крайней мере, такое желание не раз посещало меня во время теста. Есть, конечно, и одно но: например, нужно спрашивать кассира, поддерживает ли терминал бесконтактные карты. Но со временем этот недостаток должен исчезнуть. Что интересно, наиболее быстро и гладко оплата прошла в Минском метрополитене. Остается надеяться, что остальные объекты подтянутся.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также