2018-07-01T22:27:59+03:00

В Театре белорусской драматургии ставят реалити-шоу: «Истории о белорусской мечте - для тех, кто летом едет на хутор, а не на дачу»

Уже 11 и 12 июля Республиканский театр белорусской драматургии превратится в площадку телешоу
Поделиться:
Комментарии: comments1
Что в руках у актера Артема Куреня, расскажут во время спектакля – но это наверняка метафора белорусской мечты. Фото: rtbd.byЧто в руках у актера Артема Куреня, расскажут во время спектакля – но это наверняка метафора белорусской мечты. Фото: rtbd.by
Изменить размер текста:

Режиссер Сара Токина в последнее время ставит проектные спектакли, постановки во время прохождения театральных лабораторий или фестивалей. Ей близок не конвейер, а работа с новыми идеями. «БелДрымШоу», с одной стороны, будет идти в репертуаре. С другой же, спектакль о белорусской мечте по пьесе Виталия Королева, автора громкой минской постановки последних лет «Опиум», - как раз разработка оригинальной идеи.

«МОЖНО НЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ ИГРУ, НО С НЕЙ ИНТЕРЕСНЕЕ»

- На афише «БелДрымШоу» указан автор - наш современный драматург, но при этом в аннотации, в рекламе есть адрес электронной почты, куда белорусам предлагают присылать свои истории о белорусской мечте и эмиграции.

- Все верно. Виталий Королев в свое время написал текст «Москоу Дримин». Он о том, как молодые люди уезжают из Беларуси в поисках своего счастья в Москву. Для постановки в РТБД Виталий написал вторую версию пьесы - это и есть «БелДрымШоу», сценарий спектакля. Мы будем общаться с публикой во время действия, получается спектакль-интерактив. Там есть и открытая сцена, которая предполагает каждый раз нового участника со своей историей на тему переезда. Так любой может попасть на сцену.

- Уже есть желающие?

- Да, нам присылали истории переезда в Москву и в Германию.

- Признаться, идея постановки скорее напоминает телешоу, чем спектакль.

- И по форме это действительно шоу о нашей мечте, которое могло бы идти на белорусском ТВ. Мы даже в начале постановки, когда рассказываем публике правила игры, говорим: это пилотный выпуск, и, если все пойдет хорошо, вас покажут на экране в прайм-тайм.

Режиссер Сара Токина: "В спектакле нет четвертой стены, так что зрители могут реагировать, включаться в действие". Фото: Ира ПОЛЯРНАЯ

Режиссер Сара Токина: "В спектакле нет четвертой стены, так что зрители могут реагировать, включаться в действие". Фото: Ира ПОЛЯРНАЯ

- Но публика РТБД вряд ли то же самое, что и телеаудитория.

- Да, мы ставим все-таки на театральную публику, сразу предупреждая, что это эксперимент. В спектакле нет четвертой стены, так что зрители могут реагировать, включаться в действие.

- Кстати, о включении публики. Недавно была история о российской постановке пьесы «Человек из Подольска», где действие идет в отделении полиции. В одной из сцен зрительницу пригласили на сцену, но ушла она с показа едва ли не с травмами. А где для вас граница вовлечения зала в постановку?

- Да, этой зрительницей оказалась театровед Оксана Кушляева. Под ее постом в Фейсбуке я и другие спрашивали, почему она не остановила происходящее, ощутив дискомфорт. Ведь никто не заставлял продолжать участие. Оксана отвечала, что она была в состоянии шока. Думаю, все сугубо индивидуально. Но у нас подобного нет. Будут интерактивные вставки, песни и танцы, интервью, соцопросы - все то, что используется в настоящих телешоу. А еще скандалы, интриги, расследования, как говорят в одной программе. Другое дело, что шоу по ходу трансформируется. Во что? Покажет спектакль. В конце концов, можно поддерживать эту игру, а можно и нет. Просто с ней будет интереснее зрителю.

- В театр ходят и зрители старшего поколения. Такой подход, такая эстетика их не шокируют?

- Вряд ли. В спектакле много юмора. Скорее, «БелДрымШоу» нельзя смотреть людям без чувства юмора, иначе можно на что-то и обидеться.

«АМБИЦИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ НЕ ХВАТАЕТ СМЕЛОСТИ И ВЕРЫ В СЕБЯ»

- Первая версия пьесы - о московской мечте белорусов, вторая - уже о сугубо белорусской. А вы ощутили между этими стремлениями разницу?

- Не сказала бы, что Виталий писал о москвичах и белорусах - скорее, это пьеса о людях, о вещах общечеловеческих. Например, он будет двуязычный, как и наша жизнь. Само шоу идет в Беларуси, а история главного героя разворачивается в Москве.

- Среди создателей спектакля - концептуальный художник-авангардист Сергей Шабохин. Что он привнес в постановку?

- Сергей разрабатывал сценографию, общее визуальное решение. Это человек, не работающий в театре, как и Жанна Гладко, художник по костюмам. Они работают на территории современного искусства. Мне показалось, что это будет интересный эксперимент - привлечь человека, не обремененного какими-то театральными клише. Собственно, в каком-то смысле эксперимент вышел и с актерами. В феврале приехала в Минск из Москвы, где живу последние годы, посмотрела спектакли РТБД и выбрала исполнителей ролей по собственным ощущениям. Кого-то из артистов я знала, других - нет, но ни с кем не ошиблась.

- За время работы над спектаклем вы разобрались, какие они, современные белорусы?

- Не до конца. «БелДрымШоу» - это и есть часть исследования того, какие они, современные белорусы. К примеру, мне очень интересно, как публика будет реагировать на разные сцены спектакля. Вряд ли все будут единодушны. У меня в принципе немало наблюдений за то время, что я нахожусь в Беларуси. Например, в Беларуси стало очень популярно уезжать на хутор. Я и сама поехала бы, друзья приглашают, но все никак не вырвусь. И мне кажется, что те, кто едет на дачу, и те, кто едет на хутор, - это разная аудитория, наша, скорее, во второй категории. А еще амбициозным талантливым молодым людям в Беларуси не хватает смелости и свободы. И веры в себя. Хотелось бы, чтобы спектакль каким-то образом ее укреплял. А так у белорусов есть буквально все, не хватает самой малости.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также