2018-07-11T09:30:29+03:00

«Мы бьем в набат: люди, помогите найти родню погибшего летчика»: из непроходимых болот подняли сбитый в 41-м самолет

К операции готовились три года, и вот результат – из Выгонощанских болот в Ивацевичском районе достали двигатель бомбардировщика, по которому установили имя пилота
Поделиться:
Комментарии: comments14
Двигатель сбитого самолета - не только уникальный музейный экспонат: по его номеру удается вернуть имена погибших летчиков. Фото: Руслан КНИГАДвигатель сбитого самолета - не только уникальный музейный экспонат: по его номеру удается вернуть имена погибших летчиков. Фото: Руслан КНИГА
Изменить размер текста:

Этот самолет пролежал в болоте 77 лет. Сейчас здесь находится лесоохотничье хозяйство «Выгоновское» и заказник, которые входят в состав национального парка Беловежская пуща. Жители окрестных деревень еще помнят и передают из уст в уста истории об ожесточенных воздушных сражениях, которые в июне 1941-го разгорались в небе над Выгонощанами. Одной из таких историй заинтересовались поисковики-энтузиасты отряда «Авиапоиск-Брест». Поисковую операцию сразу согласовали с администрацией охраняемых территорий. И еще три года собирали свидетельства старожилов, изучали архивные документы и исследовали местность. Все было не зря. Удалось не только поднять со дна болота фрагменты сбитого самолета, но и вернуть истории имя погибшего летчика.

Рядом с местом, где со дна болота подняли фрагменты самолета, установили символический памятный знак.

Рядом с местом, где со дна болота подняли фрагменты самолета, установили символический памятный знак.

- К нам обратились местные жители, которые указали, где падал самолет. Мы поехали, проверили, установили, что там действительно во время войны упал самолет – дальний бомбардировщик. К подъему мы готовились в течение трех лет. Это далеко, в непроходимом болоте, охраняемом государством, - рассказывает руководитель поискового отряда Владимир Бухта. – Нужно было зачистить берега от обломков самолета, найти останки, все собрать. «Беловежская пуща» нас очень поддержала, администрация лесоохотничьего хозяйства «Выгоновское» тоже загорелась этой темой. Своей поддержкой и согласием помочь они нас воодушевили. И хочу отметить людей из местных деревень. Они сначала не понимали, зачем мы туда ездим столько времени. А когда мы сообщили, что достали двигатель с глубины почти 3 метров – они присоединились к нам. Люди помогали техникой, егеря тоже к нам присоединились. А двигатель мы выносили на такой волокуше по болоту – это было невообразимо тяжело.

Поисковикам удалось найти два фрагмента двигателя рухнувшего в болото бомбардировщика. По номеру на моторе восстановили историю его гибели.

Оказалось, что последним для самолета Ил-4 стал его второй боевой вылет 24 июня 1941 года. Тогда бомбардировщик атаковал немецкие танковые колонны.

- Это был новый самолет. На всех поршнях написаны номера. Логично, что в новом самолете они должны быть одинаковыми, но у этого самолета на двух поршнях набиты другие номера. Мы предполагаем, что в первом боевом вылете он тоже попал в передрягу. И за ночь самолет подготовили, поменяли два поршня. Мы сделали запрос в Подольский архив – нам в этом помог российский поисковый отряд «Вымпел». Этот самолет числился в одном полку, потом был передан в другой. Потом его технический формуляр был сожжен, утерян…Там такая путаница была! Но все-таки выяснилось, что с боевого задания не вернулся стрелок-радист Вовк Карп Платонович, 1919 года рождения, младший сержант 212-го дальнего бомбардировочного авиаполка. Это 5-я авиаэскадрилья, 2-е звено, - впервые «Комсомолке» называет имя погибшего летчика командир поискового отряда Владимир Бухта.

Мотор через болото тянули по деревянному настилу. Фото: Руслан КНИГА

Мотор через болото тянули по деревянному настилу. Фото: Руслан КНИГА

Командир воздушного судна по фамилии Купала был ранен, выпрыгнул с парашютом. Его штурман катапультировался тоже, а потом вынес своего командира к однополчанам. Позже Купала лечился в Москве. Оба продолжали участвовать в боевых действиях и прошли войну.

Теперь авиапоисковики ищут родственников летчика, чтобы достойно похоронить его.

- Все заинтересованы в поиске его родни. Мы подключили украинских и российских поисковиков. Мы бьем в набат: люди, помогите найти родню погибшего летчика Вовка Карпа Платоновича! Известно, что примерно в 1946 году его искала жена, так что вполне возможно, что у него остались дети, - говорит Владимир Бухта.

В ближайшее время команда намерена поднять из Выгонощанских топей еще один бомбардировщик. Есть сведения, что болота в 41-м погребли как минимум 5 самолетов.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также