Бесплатно на таких презентациях можно получить синюю салфеточку или другой подарок такого же уровня. За все остальное, даже если вы это "выиграли", придется заплатить втридорога.
Фото: Наталья ПАРТОЛИНА
Пару лет назад мой номер телефона попал в какую-то базу данных. С тех пор раз в месяц звонят милые девушки и приглашают на презентацию чего-нибудь. Голоса операторов профессионально завлекают, я отбиваюсь. Да и сюжетов о том, как на таких презентациях пенсионерам продают пледы по цене крыла от самолета, уже писано-переписано. А тут за неделю - сразу три звонка! Уговорили. Иду.
Девушки и молодые люди на входе улыбчивы и радушны.
- На каких наших презентациях вы уже были?
- Я в первый раз.
- Не может быть! Все бывали на наших презентациях! - девушки изумляются так, словно у меня есть хвост. Хочется что-нибудь сделать, чтобы замаскировать свою инаковость. Сковородку купить?
В небольшом уютном зале стулья в три ряда. На столике две электроплитки. На стеллаже кастрюльки и сковородки. На втором - одеяло и две подушки. Нахожу место в первом ряду. Из динамиков орет Ваенга. Большинство собравшихся в зале - пенсионеры.
Парень в белой рубашке указывает на одеяла и скороговоркой выдает несколько тезисов о том, что для здоровья нужен здоровый сон.
- Вы согласны?
- Да-а-а!
Ну а как не согласиться, если спать действительно надо? Стандартный трюк - чем больше раз клиент скажет «да», тем больше вероятность, что он купит товар.
Чудо-одеяла расположили у зеркальной стены - так они смотрятся совсем "по-богатому".
Фото: Наталья ПАРТОЛИНА
Спикер вызывает из зала мужчину и прижимает ему мохнатую подушку к лицу.
- Дышать можете?
- Могу!
- А через обычную подушку не сможете!
Как пулемет парень выпаливает оставшиеся «одеяльные» заготовки и уступает место девушке Оксане. Она двигается и действует, как профессиональный аниматор.
- Подняли одну ручку, теперь вторую! Аплодисменты, аплодисменты!
Оксана вовлекает посетителей в действо. Взбить яйцо, пощупать сковородку, вылить в форму заранее замешанное тесто, отмерить в стаканчик масло. Использовать его девушка не будет - в волшебной посуде готовят без масла. Ровно через 14 минут в чудо-форме испечется пирог.
Оксана показывает фокусы. Молоко, которое шапкой пузырится на сковородке, но не убегает. Молоко, которое пригорело до угольного блинчика, но не прилипло к посудине. Раскаленная сковородка, на которую можно плеснуть холодную воду и не получить плевок кипятка в лицо. Это весело. Попытку задать вопрос из зала девушка пресекает.
Менеджеры показывают фокусы - например, молоко, которое кипит в чудо-посуде, но не убегает!
Фото: Наталья ПАРТОЛИНА
Градус драмы повышается: вбегает один из молодых людей с конвертиками в руках.
- Победители викторины, победители викторины! - он выглядит взволнованным.
Девушка-аниматор объясняет: прямо сейчас по всей стране проходит 15 презентаций, на них приглашены 250 человек. Из них компьютер выбрал 20, кто получит призы.
- Вероятность, что счастливчики среди нас, очень мала, - объясняет Оксана. - Но зачитать список надо. Слушайте внимательно!
- Ох, а это же я! - вскакивает с места женщина по имени Надежда.
- Невероятно! Идите сюда!
Зал рукоплещет. Оксана предлагает победительнице выбрать один из трех конвертиков. Открыв конверт, она узнает, что выиграла.
- Берите ваши вещи и мужа забирайте - и на выход, на выход! - торопит счастливицу молодой человек. Лицо Нади светится. Оксана читает дальше. И вдруг…
- Партолина Наталья!
- Ой, а это же я! - слышу свой голос и понимаю, что ойкнула точно так же, как до этого Надя.
- Невероятно! Невероятно! - ликует Оксана. - Два победителя сразу! Так не бывает!
Выбираю один из оставшихся двух конвертиков. «Приз, приз!» - радуется внутренний ребенок. «Смотри, не донесешь, надорвешься», - хмыкает внутренний скептик.
- С вещами, с вещами на выход! - торопит парень.
- Давайте посмотрим на ваш приз! - усаживает он меня за столик в тамбуре. - Сковородка высокая с крышкой, четырехлитровая кастрюля, двухлитровый сотейник и жаровня. И это всего 90 рублей! Плюс подарки - одеяло с подушками, набор ножей, столовые приборы… Знаете, почему так дешево? Потому что у вас в конверте золотая карта на 960 рублей! И еще мы вам дарим скидку на 850! Так что вместо 4600 остается всего лишь 2790! Доставайте паспорт, будем оформлять!
- Почему 2790? 90 рублей - это что было?
- Ежемесячный платеж. Это ведь совсем немного. И всего на 36 месяцев!
- Это такая большая сумма, - вздыхаю. - Я не могу принимать такие решения без согласия мужа.
Сходимся на том, что мужу я позвоню и попробую его уговорить.
- Не разрешил, - после разговора с трагическим лицом поворачиваюсь к парню. - Что ж, пойду в зал пирог пробовать.
- Нет! Там уже все закончилось! Через пять минут закончится! Нечего там делать! - бросается парень между мной и залом. - Вот вам гарантированный подарок! До свидания!
Сует мне в руки синюю салфеточку и исчезает. Я уже не клиент. Пирога мне не положено. И меня без приза другим клиентам видеть тоже нельзя. Они должны быть уверены, что победители лотереи осчастливлены.
У кафе курит мужчина. Это муж второй «победительницы». Минут через сорок выходит и Надежда. Прячет в сумочку две синие тряпочки. Она уже почти оформила покупку, опомнилась в последний момент.
Надя и Юра на таких мероприятиях не новички. Ходят, когда время есть. Говорят - им весело. Один раз купили плед, еще до деноминации, за 2 400 000. А еще им как-то подарили маленькую подушечку, на ней сейчас кошка спит.
- Пирога не дали, - вздыхает Надя. - Тряпки вот эти всучили и выпроводили. А когда мы у них плед купили, такие обходительные были, даже до дома на машине довезли...
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
«Хотите купить чудо-посуду? Переспите ночь с этим желанием!»
Мы попросили психолога Веру Лобейко проанализировать происходящее. Вердикт специалиста: к потенциальным покупателям применяли целый арсенал манипуляций!
- Продавцы манипулируют на потребности чувствовать себя хорошим, значимым, исключительным. «Только для вас! Вас рекомендовали! Только вы - тот счастливчик, которому досталась скидка!»
Искренне разыгранное удивление, что кто-то не был на презентациях, не слышал про этот бренд - манипуляция на потребности не быть изгоем. От вас ждут, что вы купите товар, чтобы не чувствовать себя ущемленным.
Создается трансляция: «Ты покупаешь не одеяло, а здоровье!» Одновременно подогревают тревогу: «Не купишь это одеяло - заболеешь!»
В разы усиливает действие манипуляции эффект психологии толпы и эффект от включения в массовые действия. Если человек не просто слушатель, а действующее лицо, у него появляется ощущение собственной экспертности, а собственная критичность выключается. Чтобы ее выключить, вам не дадут времени подумать, не разрешат задавать вопросы, советоваться с родными.
Акции, скидки, подарки, купоны - манипуляции на желании экономить. Дорогая покупка «заворачивается» в фантик подарка или выигрыша, а об истинной стоимости товара никто не говорит.
- Как противостоять этим манипуляциям?
- Лучше вообще не посещать подобные презентации. Но если вы решили туда пойти, постарайтесь честно ответить себе на вопрос: «Это мне действительно нужно? Или мне просто нравится, как сладко разговаривает со мной менеджер?» Включайте внутреннего скептика или хотя бы реалиста! Дайте себе возможность подумать, переспать с желанием купить товар, посоветоваться с близкими или с независимым экспертом.
ОФИЦИАЛЬНО
- Юридически подобные покупки являются законными, в действиях продавцов нет состава преступления, - прокомментировали в УВД Витебского облисполкома. - Доказать, что на клиентов производится психологическое воздействие, невозможно, заключение договора с фирмой носит добровольный характер. Гражданам самим нужно быть внимательными, когда они подписывают документы, вдумчиво читать договор и не спешить с приобретением дорогостоящих товаров.
СЧИТАЛКА
Менеджер сказал неправду, что, выплачивая по 90 рублей 36 месяцев, я заплачу 2790. 90 х 36 = 3240.
А судя по ценникам в магазинах, на одеяло из шерсти мериноса, набор ножей, набор столовых приборов и четыре посудины с антипригарным покрытием уйдет от 500 до 1000 рублей. Если их просто купить, а не получить в подарок. То есть чистая прибыль фирмы, пользующейся наивностью покупателя, может составить больше $1000 с человека!