Общество

Радуница у белорусов 150 лет назад: искусственные цветы на кладбища не несли, а могилы на двоих, сделанные впрок, считали дурной приметой

Накануне Радуницы поинтересовались у исследователя некрополей, чем предки заменяли искусственные цветы, когда на кладбищах появились столики со скамейками и откуда традиция ставить двойные памятники с портретом живого человека
На крестьянских кладбищах начала века были сплошь деревянные кресты. Фото из кладбиза в Турове из книги «Белорусы в фотографиях Исаака Сербова»

На крестьянских кладбищах начала века были сплошь деревянные кресты. Фото из кладбиза в Турове из книги «Белорусы в фотографиях Исаака Сербова»

- Для наших предков кладбище было сакральным местом, где мир живых встречался с миром мертвых, - говорит кандидат исторических наук Сергей Грунтов. - Туда ходили, как в гости к близким. Обязателен был этикет: не шуметь, не веселиться, приносить небольшие дары, не забывать дни обязательного посещения, просить ушедших о помощи и заступничестве...

- Как обустраивались кладбища у предков?

- Одно из главных отличий от современных - семейный принцип захоронения. Его и сейчас можно увидеть в деревнях, где на кладбище рядом иногда лежат десять и более членов семьи. На новых участках и в городе это едва ли возможно: места выделяют по порядку и обычно на две могилы.

Кладбища в городах уже в XIX веке разделяли дорожками на сектора. Самая престижная зона - вдоль центральной аллеи и у храма. В деревнях структура была произвольной. Самые старые захоронения - в центре на возвышенности. Повсюду кладбища отделяли оградами из дерева, камня или рвом с небольшим валом.

Ворота кладбища в Жирмунах. Фото: Сергей ГРУНТОВ

Ворота кладбища в Жирмунах. Фото: Сергей ГРУНТОВ

- Как заботились о могилах предков в семье век-полтора назад?

- Крестьянки обметали их, на кресте повязывали новый рушник, когда старый терял вид, обкладывали холмик новым дерном, подсыпали свежим песком, порой сверху черной землей высыпали крест. А вот покосившиеся иструхлевшие кресты меняли редко.

- Современные столик, скамейка, ограда на могиле - это традиция какого времени?

- В XIX веке крестьяне на кладбище садились на землю, а могилу накрывали скатертью. Так и поминали предков. Столик и скамейка - это влияние города, где непривычно сесть просто на траву или песок. Изредка скамеечки встречаются у дворянских захоронений конца XIX века. Их современная популярность связана с обычаем поминальной трапезы на кладбище на Радуницу…

- …которую часто критикует церковь…

- Однако традиция, известная прежде всего на востоке и в центре страны (там же чаще встречаются и скамейки со столиками), сохранилась. Люди следуют местным традициям. А понимая Радуницу как встречу родных, нужно осознавать: часто они едут издалека, их дом может быть продан, и кладбище - единственное место встречи. Так что едва ли стоит осуждать людей, даже если они несколько переходят границы в еде и питье...

В середине ХХ века в окрестностях Гольшан надгробия раскрашивали. Фото: Сергей ГРУНТОВ

В середине ХХ века в окрестностях Гольшан надгробия раскрашивали. Фото: Сергей ГРУНТОВ

Дворяне приносили на кладбища раскрашенные венки из металла

- В XIX веке крестьянское надгробие - это деревянные кресты, колоды, иногда домики, накрывавшие захоронение. Кроме того, памятники из обычных камней - с кованым или литым крестом. С середины XIX века известны и первые оградки вокруг богатых захоронений. Порой они даже продолжались шатровой конструкцией, закрывая памятники, как беседка.

А вот о кладбищах газонного типа с подголовниками у нас не знали до конца 1920-х - тогда решили таким образом сохранить захоронения жертв Первой мировой войны. Сегодня так хоронят редко, хотя обсуждают создание подобных участков на кладбищах. При этом идея превратить исторический некрополь в газонный, уничтожая существующие памятники, как это пытаются делать на Военном кладбище в Минске, выглядит варварством…

- Сегодня на кладбищах появляются памятники неожиданных форм и конструкций. В чем корни такого явления?

- Надгробия богатых людей всегда выделялись: памятники из заграничных мастерских, скульптуры, мавзолеи. Но и у крестьян понимание красоты в народной культуре всегда связывалось с некоторой избыточностью. Ее можно увидеть в высоких крестах (до 7 - 8 метров) в XIX веке или в раскрашенных послевоенных памятниках в окрестностях Гольшан. А сейчас - в полноростовых изображениях умерших на надгробиях и в ярких пластиковых цветах.

В середине ХХ века в окрестностях Гольшан надгробия раскрашивали. Фото: Сергей ГРУНТОВ

В середине ХХ века в окрестностях Гольшан надгробия раскрашивали. Фото: Сергей ГРУНТОВ

- Кстати, что и зачем предки приносили на кладбище?

- Особых запретов не было. Но люди знали (и знают): мертвым приносят дары - с пустыми руками в гости ведь не идут. В этом смысле пластиковые цветы традиционны - не по форме, а по содержанию. Но в XIX веке ни их, ни живые цветы на могилы не несли. Правда, дворяне порой вешали на памятник металлические раскрашенные венки.

Больше запретов касалось того, что не забирали с кладбища. Например, остатки еды после трапезы. Многие предметы и вовсе считали опасными - их могли использовать в черной магии: песок с могилы, оказавшуюся на поверхности кость…

- А как c традицией согласуется то, что, похоронив мужа или жену, второй супруг заказывает двойной памятник со своим портретом и даже выбитой первой датой?

- В традиционной культуре одно захоронение соответствовало одному памятнику-кресту. Смысла ставить его заранее не было, и это посчитали бы плохой приметой. Но дворяне часто на одном памятнике размещали имена нескольких умерших. Наносили их после каждого нового погребения. Хотя в Шерешево Пружанского района Ядвига Гаврицкая в начале ХХ века поставила памятник в память о сыне, умершем в Америке, записав на нем и себя с вакантной датой смерти. Таковой она осталась поныне.

Поэтому, думаю, памятник впрок - новая традиция, но не чуждая логике традиционной культуры. Ведь предки готовили одежду для похорон, иногда - доски для гроба. Спокойно обсуждались обстоятельства: у кого заказать «труну», кого позвать на поминки, место на кладбище. Крестьянин подробно объяснял, кому достается земля, скотина, инвентарь. Устную волю, высказанную в присутствии членов семьи, соблюдали беспрекословно.

Надземный колумбарий сохранился в современной Беларуси только в Кобрине. Фото: Сергей ГРУНТОВ

Надземный колумбарий сохранился в современной Беларуси только в Кобрине. Фото: Сергей ГРУНТОВ

«Идея сжечь тело повергла бы наших предков в шок»

- Сегодня многие выбирают кремацию своих близких. А у предков были варианты, кроме захоронения в землю?

- Кремация была запрещена в Российской империи, куда входили наши земли. Да и сама идея сжечь тело повергла бы в шок. Правда, некоторых дворян и священников погребали в криптах под храмами, где тело, по сути, земле не предавалось. Редкими в XIX веке были надземные колумбарии (катакомбы) с ячейками для гробов. В Беларуси такой сохранился только на старом католическом кладбище в Кобрине.

- Сегодня люди часто не ждут третьего дня после смерти, а хоронят усопшего на второй…

- И в XIX веке тоже делали так вопреки предписаниям церкви и властей, как отмечают этнографы. Хотя официально в метриках часто фиксировали третий день. Но летняя жара не способствовала долгому держанию покойника. Да и люди смотрели прагматично, чтобы меньше кормить и поить гостей, зашедших помянуть усопшего. В народной традиции обязательным было, чтобы покойник ночь провел в доме. В некоторых случаях тело для более длительного сохранения отвозили в часовню на кладбище. Поэтому в похоронах на второй день можно проследить отход от церковных установок к традициям белорусов.

Кстати, траур крестьяне носили не больше года - и только самые близкие родственники. Этапными были 9 и 40 (иногда 30) дней. Но большинству было не до траура: работа не ждала, особенно когда в семье стало на одни рабочие руки меньше. Траур как ношение черной одежды, отказ от развлечений скорее характерен для дворян - особенно у женщин он мог длиться годами.

В Шерешево Пружанского района Ядвига Гаврицкая в начале ХХ века поставила памятник в память о сыне, умершем в Америке, записав на нем и себя с вакантной датой смерти. Таковой она осталась поныне. Фото: Сергей ГРУНТОВ

В Шерешево Пружанского района Ядвига Гаврицкая в начале ХХ века поставила памятник в память о сыне, умершем в Америке, записав на нем и себя с вакантной датой смерти. Таковой она осталась поныне. Фото: Сергей ГРУНТОВ

- Восприятие смерти у нас сильно изменилось?

- Да, и оно радикально отличается от присущего крестьянской и дворянской культуре XIX века. В XIX веке человек, умирая, перемещался в категорию предков, его душа продолжала посещать родных в определенные дни, смерть налаживала отношения с сакральным, с той, другой, стороной. Прежде у белорусов существовал развернутый комплекс обрядов - в деревнях и маленьких городах еще можно частично наблюдать эти действия. Например, пешую похоронную процессию на центральной улице… В большом городе от прежнего обряда осталось немного. Погребение теряет символизм, сакральность, становится утилитарным актом, тягостным для его участников. Сфера все более профессионализируется, покойников препоручают похоронным агентствам. Кажется, скоро все вовсе сведется к забиранию тела из морга, погребению и поминкам в кафе - без ритуала прощания. Так что не будет преувеличением сказать: в современной жизни мало места для прежних сакральных обрядов, касающихся похорон…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На Полесье были партнерские роды, а на Витебщине мальчикам пуповину перебивали камнями

«Комсомолка» расспросила авторитетного этнолога о том, чего остерегались белоруски во время беременности, почему девушкам, оказавшимся в доме роженицы, приходилось набирать в рот воды и как определяли пол ребенка без УЗИполтора века назад (читать далее)

Наши предки верили: если 1 января первым гостем будет мужчина - к удаче, а елкам предпочитали еловые ветки

О том, почему наши предки в XIX веке не выносили мусор на Коляды, гадали на жениха под Новый год в хлеву, а на Вигилию занимались магией, «Комсомолка» поговорила с известным этнологом (читать далее)

Как белорусы воспитывали детей: Отец должен был «любить, но руками бить», а матери не опекали сыновей-подростков

О традициях воспитания детей у наших предков «Комсомолка» поговорила с этнологом, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Татьяной Кухаронак (читать далее)

Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались увеличивать грудь, на какую невесту надеялись, что она «апране мужа», и когда свекры в открытую издевались над невесткой (читать далее)

«Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце». Белорусы на Радуницу приносили на кладбище кутью с блинами и сохраняли скатерть с могилы

Какое значение придавали Радунице наши предки, приветствовалась ли у белорусов трапеза на кладбище и почему в СССР не прижился единый день поминовения (читать далее)

Отпуска белорусов 100 лет назад: неделя на Коляды, неделя на Пасху и запрет на работу в воскресенье

В фольклоре и литературе наши предки всегда за работой, да такой, что как у классика: «Кроўю, потам». «Комсомолка» вместе с этнологом разбиралась, были ли у наших предков отпуска и почему на праздники правильно гулять по полной (читать далее)

Мода сто лет назад: по одежде узнавали, откуда женщина родом, сколько ей лет и есть ли муж

«Комсомолка» узнала, когда белорусы отказались от сшитых вещей в пользу фабричных, какой убор переняли у венгров и зачем родители модно одевали подростков (читать далее)

«Людей с нехорошим глазом знала вся деревня»: как и за что проклинали белорусы

Доктор филологии, профессор Алексей Ненадовец почти 40 лет исследует проклятия белорусов - в его картотеке тысячи конкретных случаев, когда проклинали человека или даже весь его род, и это клеймо проходило через поколения (читать далее)

«Никаких цмоков в мифологии белорусов не было - предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Ученый-фольклорист рассказал «Комсомолке», как наши предки уживались с Домовиком, почему остерегались Водяника и зачем на самом деле первым пускали в новый дом кота (читать далее)

Позвать умерших, вспомнить о хорошем, со стола не убирать: что наши предки делали на Дзяды

Узнали, какие традиции и сохранились в похоронных ритуалах и как поминали родных и близких на Дзяды, которые белорусы отмечают 2 ноября (читать далее)

Фэншуй белорусов: не строить дом на месте бани, не садиться на стол и важные дела начинать в субботу

Вместе с учеными «КП» разбиралась, как белорусы раньше обустраивали жилище, в какие обереги верили и за счет чего сохраняли свой энергетический баланс (читать далее)

Гороскопы и прогнозы белорусов 150 лет назад: на Коляды рождались счастливчики, а на убывающей луне - пессимисты

Узнали, как наши предки следили за звездами и небесными светилами, за что рубили голову курице, и как относились к мышам и крысам – символам 2020 года (читать далее)

Рецепты красоты белорусок 150 лет назад: конопля для белой кожи, шкура ужа для густых волос, а икра лягушек – против веснушек

Разбираемся, какой была у наших предков назад индустрия красоты, какие косметологические процедуры использовали женщины и когда привлекательность могла быть опасной для жизни (читать далее)

Наши предки не любили долгожителей и верили, что самоубийство может вызвать засуху

Как готовились белорусы к приходу смерти, боялись ли ее и какие приметы считали предвестиями ухода (читать далее)

Как белорусы служили в XIX веке: в армию уходили на 25 лет или откупались за 600 рублей, а неверную жену солдат мог убить

Разобрались, что значила рекрутчина для белорусских крестьян, кого забирали в армию и куда они возвращались (читать далее)

Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди заболеваний XIX века нет депрессий (читать далее)

Для спасения от холеры на перекрестке закапывали живого черного петуха: как белорусы боролись с эпидемиями 150 лет назад

Узнали, почему о методах борьбы с напастями отлично рассказывают судебные дела и как поступали с прибывшими из очага инфекции (читать далее)

Неожиданная версия ученого: в знаменах пчеловодов остался алфавит, которым белорусы пользовались до кириллицы

«Комсомолка» узнала, что предков во времена Великого княжества Литовского за воровство меда карали смертью (читать далее)