Общество

150 лет назад белорусы тоже скидывались на нужды школы и не пускали детей в классы в IV четверти

«Комсомолка» расспросила этнологов, каким было дистанционное обучение в XIX веке, почему крестьяне не пороли детей за двойки и сколько получал учитель в глубинке
Дети в сельских школах, несмотря на разницу в возрасте и год обучения, чаще всего учились не только в одной хате, но и за одним столом. Фото: Wikipedia.org

Дети в сельских школах, несмотря на разницу в возрасте и год обучения, чаще всего учились не только в одной хате, но и за одним столом. Фото: Wikipedia.org

- Образованных людей крестьяне делили на своих и чужих, - говорят кандидаты исторических наук, старшие научные сотрудники Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Татьяна Кухаронак и Сергей Грунтов. - К чужим относились священники, аптекари и фельдшеры, мелкие чиновники из волостной управы. Свои же, умея читать и немного писать, становились связью сельской общины и внешнего мира. Например, как старосты или представляя деревню в судебных тяжбах с помещиком, которые в XIX веке тянулись порой по 10 - 15 лет. А в случае болезни или несчастья они читали молитвы и заговоры, купленные на ярмарках. Так грамотность подчеркивала принадлежность к касте знающих людей…

Быт земских школ живописал Николай Богданов-Бельский. Фото: Wikipedia.org

Быт земских школ живописал Николай Богданов-Бельский. Фото: Wikipedia.org

Детей не пускали учиться со словами «З паперы есці не будзеш»

- Каким образованием мог похвастаться сельчанин?

- Школы, где крестьянские дети могли научиться читать и писать, появились при монастырях еще в Речи Посполитой и существовали до 1830-х. Обучение там не было обязательным. Крестьян учили и в единичных школах при имениях прогрессивных шляхтичей. К первой половине XIX века там распространилась ланкастерская система, основанная на заучивании материала и взаимном обучении учеников. Но все это едва ли влияло на общий уровень грамотности крестьян. Только в ХІХ веке на территории Беларуси появилась сначала система одноклассных и двуклассных церковно-приходских (с 3 и 5 годами обучения), а потом и земских школ.

- Что считалось образовательным минимумом?

- В одноклассных казенных школах учились два года - читать, писать и считать. В церковно-приходских школах давали элементарную русскую грамоту, арифметику, делали экскурсы в историю России и царской семьи, воспитывали религиозную нравственность - преподавали Закон Божий, учили молитвы, краткий катехизис, сведения по священной истории, читали религиозно-поучительные и художественные тексты, осваивали церковные песнопения. Правда, белорусы-католики часто отказывались посылать детей в такие школы. Более серьезные знания с 1860-х давали народные училища, подчиненные Министерству народного просвещения. Также в белорусских губерниях Российской империи действовало более десятка ремесленных начальных училищ. Это уже был реальный шанс для социального лифта крестьянских детей.

- А как в школах XIX века аттестовывали детей?

- Аттестация в основном имела значение для гимназий - там учились дети шляхты, мещан. Они сдавали экзамены не менее чем по трем предметам, получали оценки по пятибалльной шкале. Средний балл не ниже тройки позволял перейти на следующий год и получить итоговый аттестат, дававший возможность поступить в университет. А для крестьянских детей в начальных школах это почти не имело значения. В школу их отправляли за навыками чтения, письма и счета. Поэтому дети получали отметки в аттестат обычно по факту присутствия на занятиях. Правда, добиться этого часто было нелегко…

Знаменитый учебник авторства Якуба Коласа. Фото: nlb.by

Знаменитый учебник авторства Якуба Коласа. Фото: nlb.by

- Дети не боялись исключения?

- Это только порадовало бы и родителей, и многих учеников, которые к образованию относились скептически. Обратите внимание: учебный год длился с октября по февраль, а в остальное время родители просто не отпустили бы детей. А когда еще трудиться в поле и на хозяйстве? 150 лет назад к 16 - 17 годам юноши осваивали земледелие и ремесла, а девушки - всю работу, считавшуюся женской: от готовки до жатвы. Вот где была академия для крестьян, программу которой осваивали к моменту создания семьи! Ведь белорусская деревня почти до середины ХХ века жила натуральным хозяйством. Потому и залог благополучия видели в труде. Пусть у белорусов ум всегда считался главной ценностью, прок ученья для предков связывался с большими успехами в труде.

- Ну а как же социальный лифт, который вы упоминали?

- Из крестьянских детей на обучение в местечке или городе после трехлетки или церковно-приходской школы рассчитывали единицы. «З паперы хлеба есці не будзеш…» - обычно говорил отец сыну на такие порывы. А девочкам, которых и так нехотя отпускали в школу, преградой были патриархальные нравы: «Бабская дарога - ад печы да парога». Неудивительно, что земства регулярно рапортовали наверх об обратной грамотности в деревнях. То есть полученные в начальной школе знания и навыки многие скоро теряли за ненадобностью. Кстати, по данным Всероссийской переписи 1897 года, грамотными были всего 26,4% мужчин-белорусов и 15,2% женщин.

- Может, содействовали хотя бы, если ребенок показывал особые таланты?

- Прежде всего ценились успехи в повседневном труде. А игре на музыкальных инструментах, например, полностью посвятить себя могли люди с увечьями или старцы, иногда - сироты и дети безземельных крестьян - те, кому не прокормить себя иначе. Для остальных музыка могла служить приработком, когда ты играл на свадьбах или вечорках. Разве что ребенок кузнеца или гончара мог получить некоторую творческую самореализацию, освоив профессию отца. Яркий пример - судьба Павлюка Багрима (1812 - 1891) из Крошина под Барановичами. Сын кузнеца и сам стал мастером. Мы знаем его кованую люстру с птицами и цветами в местном костеле, а еще - единственное сохранившееся стихотворение «Зайграй, зайграй, хлопча малы…», одно из самых ранних на белорусском языке...

Репетитор с четырьмя классами образования

- Сейчас родители постоянно сдают деньги на нужды школы. А как было раньше?

- На 8, а то и 10 деревень приходилась одна школа, размещавшаяся чаще всего в обычной хате, где не хватало парт, учебников, а тетрадей и вовсе не было. Сельская община собирала деньги и зерно - в том числе на строительство и деятельность государственных народных училищ.

Среди выпускников Учительской семинарии в Несвиже – писатели Якуб Колас и Кузьма Чорный. Фото: Wikipedia.org

Среди выпускников Учительской семинарии в Несвиже – писатели Якуб Колас и Кузьма Чорный. Фото: Wikipedia.org

- А где готовили учителей?

- В учительских институтах и семинариях, на двухлетних педкурсах при некоторых училищах. А для церковно-приходских школ педагогов выпускали мужские и женские семинарии и даже педклассы при самих школах. Обычно ученики старших классов учительской семинарии (а курс там длился сначала два, потом - четыре года) сами преподавали. По сути, чтобы стать обычным учителем в начале ХХ века, достаточно было учиться не более семи лет. Эта профессия была значительной карьерой для крестьянского сына.

- А что известно о зарплатах учителей в ту пору?

- Деревенский учитель народного училища получал в месяц порядка 30 рублей. В самом печальном положении были педагоги церковно-приходских школ - их зарплата не превышала 17 рублей. Для сравнения: воз соломы стоил рубль, сапоги - 5, аренда простенькой квартирки обходилась в 5 - 7 рублей в месяц, пальто или сажень дров (около 2 метров сложенных одно на другое бревен) - 16, хорошая лошадь или корова - 60 - 70 рублей…

- А что можно сказать по поводу репетиторства, дистанционного обучения у предков?

- Аналогом могут служить домашние «школкі». Крестьяне нанимали на несколько домов, а те, кто побогаче, даже в одну семью, грамотного мальчишку - «дарэктара». Хрестоматийный пример - Яська в поэме «Новая зямля» Якуба Коласа, закончивший четыре класса. Но чтобы стать учителем такого рода, в XIX веке хватало умений читать, писать и считать.

Аналогов сегодняшней дистанционки точно не было. Наверное, в чем-то обучение в условиях изоляции (но не из-за эпидемиологических факторов) напоминает традиция приглашать домашних учителей в шляхетские семьи. Это был образованный человек, часто - иностранец или духовная особа, которая учила ребят до поступления в гимназию грамоте, иностранным языкам, азам других предметов.

По окончании земских школ крестьяне по всей Российской империи, куда в XIX - начале ХХ века входили белорусские земли, получали такие свидетельства. Фото: Wikipedia.org

По окончании земских школ крестьяне по всей Российской империи, куда в XIX - начале ХХ века входили белорусские земли, получали такие свидетельства. Фото: Wikipedia.org

ЕСТЬ ВОПРОС

Как наказывали непослушных детей?

- На детей кричали, иногда били рукой или дубцом, давали подзатыльники и оплеухи. Все тому же «дарэктару» у Коласа в «Новай зямлі» советуют ставить нерадивых учеников голыми коленями на гречку. Более гуманные способы наказания - дополнительная работа для ребенка, запрет на игры со сверстниками, лишение поездки на кирмаш, подарков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На Полесье были партнерские роды, а на Витебщине мальчикам пуповину перебивали камнями

«Комсомолка» расспросила авторитетного этнолога о том, чего остерегались белоруски во время беременности, почему девушкам, оказавшимся в доме роженицы, приходилось набирать в рот воды и как определяли пол ребенка без УЗИполтора века назад (читать далее)

Наши предки верили: если 1 января первым гостем будет мужчина - к удаче, а елкам предпочитали еловые ветки

О том, почему наши предки в XIX веке не выносили мусор на Коляды, гадали на жениха под Новый год в хлеву, а на Вигилию занимались магией, «Комсомолка» поговорила с известным этнологом (читать далее)

Как белорусы воспитывали детей: Отец должен был «любить, но руками бить», а матери не опекали сыновей-подростков

О традициях воспитания детей у наших предков «Комсомолка» поговорила с этнологом, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Татьяной Кухаронак (читать далее)

Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались увеличивать грудь, на какую невесту надеялись, что она «апране мужа», и когда свекры в открытую издевались над невесткой (читать далее)

«Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце». Белорусы на Радуницу приносили на кладбище кутью с блинами и сохраняли скатерть с могилы

Какое значение придавали Радунице наши предки, приветствовалась ли у белорусов трапеза на кладбище и почему в СССР не прижился единый день поминовения (читать далее)

Радуница у белорусов 150 лет назад: искусственные цветы на кладбища не несли, а могилы на двоих, сделанные впрок, считали дурной приметой

Накануне Радуницы поинтересовались у исследователя некрополей, чем предки заменяли искусственные цветы, когда на кладбищах появились столики со скамейками и откуда традиция ставить двойные памятники с портретом живого человека (читать далее)

Отпуска белорусов 100 лет назад: неделя на Коляды, неделя на Пасху и запрет на работу в воскресенье

В фольклоре и литературе наши предки всегда за работой, да такой, что как у классика: «Кроўю, потам». «Комсомолка» вместе с этнологом разбиралась, были ли у наших предков отпуска и почему на праздники правильно гулять по полной (читать далее)

Мода сто лет назад: по одежде узнавали, откуда женщина родом, сколько ей лет и есть ли муж

«Комсомолка» узнала, когда белорусы отказались от сшитых вещей в пользу фабричных, какой убор переняли у венгров и зачем родители модно одевали подростков (читать далее)

«Людей с нехорошим глазом знала вся деревня»: как и за что проклинали белорусы

Доктор филологии, профессор Алексей Ненадовец почти 40 лет исследует проклятия белорусов - в его картотеке тысячи конкретных случаев, когда проклинали человека или даже весь его род, и это клеймо проходило через поколения (читать далее)

«Никаких цмоков в мифологии белорусов не было - предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Ученый-фольклорист рассказал «Комсомолке», как наши предки уживались с Домовиком, почему остерегались Водяника и зачем на самом деле первым пускали в новый дом кота (читать далее)

Позвать умерших, вспомнить о хорошем, со стола не убирать: что наши предки делали на Дзяды

Узнали, какие традиции и сохранились в похоронных ритуалах и как поминали родных и близких на Дзяды, которые белорусы отмечают 2 ноября (читать далее)

Фэншуй белорусов: не строить дом на месте бани, не садиться на стол и важные дела начинать в субботу

Вместе с учеными «КП» разбиралась, как белорусы раньше обустраивали жилище, в какие обереги верили и за счет чего сохраняли свой энергетический баланс (читать далее)

Гороскопы и прогнозы белорусов 150 лет назад: на Коляды рождались счастливчики, а на убывающей луне - пессимисты

Узнали, как наши предки следили за звездами и небесными светилами, за что рубили голову курице, и как относились к мышам и крысам – символам 2020 года (читать далее)

Рецепты красоты белорусок 150 лет назад: конопля для белой кожи, шкура ужа для густых волос, а икра лягушек – против веснушек

Разбираемся, какой была у наших предков назад индустрия красоты, какие косметологические процедуры использовали женщины и когда привлекательность могла быть опасной для жизни (читать далее)

Наши предки не любили долгожителей и верили, что самоубийство может вызвать засуху

Как готовились белорусы к приходу смерти, боялись ли ее и какие приметы считали предвестиями ухода (читать далее)

Как белорусы служили в XIX веке: в армию уходили на 25 лет или откупались за 600 рублей, а неверную жену солдат мог убить

Разобрались, что значила рекрутчина для белорусских крестьян, кого забирали в армию и куда они возвращались (читать далее)

Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди заболеваний XIX века нет депрессий (читать далее)

Для спасения от холеры на перекрестке закапывали живого черного петуха: как белорусы боролись с эпидемиями 150 лет назад

Узнали, почему о методах борьбы с напастями отлично рассказывают судебные дела и как поступали с прибывшими из очага инфекции (читать далее)

Неожиданная версия ученого: в знаменах пчеловодов остался алфавит, которым белорусы пользовались до кириллицы

«Комсомолка» узнала, что предков во времена Великого княжества Литовского за воровство меда карали смертью (читать далее)