С объемами упаковок в последнее время творится что-то неладное. Мы прошлись по магазинам с четкой задачей: купить 100-граммовую пачку мороженого, 1 кг гречки и риса и литр подсолнечного масла. Оказалось, сделать это не так просто!Чем меньше объем упаковки, тем дорожеГод назад для всех съедобных товаров стали обязательными требования писать на продуктах «честные цены», то есть стоимость 1 килограмма или литра. Исключение - алкоголь, яйца, наборы продуктов и продукты меньше 50 граммов или 50 миллилитров, на которых «честные цены» нужно указывать из расчета за 100 граммов. С тех пор внимательный покупатель читает мелкий шрифт на ценнике... Но далеко не все обращают внимание на цену килограмма или литра - часто, выбирая, к примеру, между двумя бутылками молока берут бутылку подешевле. И даже не замечают, что она - 0,9 литра, а стоит столько же, сколько литр у другого производителя.Заглядываю в отдел круп в крупном гипермаркете в попытках найти рис или гречку весом в 1 кг. Нахожу лишь от 400 до 900 граммов и зову на помощь продавца.- Да вы что! Их давно уже фасуют максимум по 900 граммов, - женщина смотрит на меня как на инопланетянку. - Да и то, дешевый дробленый.И все-таки я нахожу индийский рис в упаковке 1 кг, но цена заоблачная - 14,4 рубля.Литровую бутылку подсолнечного масла обнаруживаю тоже не с ходу - дважды ошибаюсь и принимаю за литр бутылку объемом 0,9 литра. Вообще, ощущение, что производители масла ненавидят бутылки по 1 литру - большинство тары объемом 800 мл, но есть и 810, 850 или 870 мл. В чем логика? Все очень просто: упаковка на несколько миллилитров меньше, а цены - как за литр. Бизнес и ничего личного.Сливочное масло в морозильнике есть по 100 и 200 граммов, но чаще - по 180. Впрочем, стоимость за 1 кг можно подсмотреть на ценнике.На полке со сладостями внимательно изучаю шоколадки. Элитный шоколад - ровно 100 граммов (и цена в 9 рублей), недорогой есть объемом 83 и 97 граммов (по одинаковой цене - 2,95 рубля). Впрочем, высчитывать разницу на калькуляторе не придется - под этой ценой мелким шрифтом указана цена 1 кг шоколада. Есть шоколадки по 85 граммов, есть по 112. А маленькие батончики - 28, 43, 47 и 50,5 грамма. Почему 28, а не 30? Или 47, а не ровно 50? Загадка.Чаще мудрят с объемом импортные производителиСправедливо можно похвалить отечественного производителя: намного реже можно найти что-то белорусское весом 87 граммов. Если недоливают-недосыпают, то хотя бы круглое число. Например, белорусский шоколад - 90 или 100 граммов, каши - от 400 до 800 граммов, сок по 1 литру. Вода обычно продается по 5 л или 6 л. В качестве диковинки - упаковка 5,55 литра. Похоже, это просто фишка производителя, который любит цифру 5. Кстати, цены на литр воды отличаются кардинально. Например, надпись «вода для детей» делает ее дороже иногда в несколько раз! Чем детская вода отличается по составу от взрослой? Подозреваю, что ничем. Но для себя платить за литр воды из альпийских родников 5,13 рубля еще подумаешь, а для любимого чада - не жалко.К слову, детское питание продается практически всегда в баночках странного объема - 47 граммов, 175, 1050, 180 граммов. И еще, похоже, производители детских смесей остерегаются объема в полкило - после 400 граммов сразу следует 600.На полках с соками есть упаковки по 1 литру, 930, 950, 970 и 750 миллилитров. Если взять белорусские сокосодержащие напитки, то в них тоже чаще всего 0,9 литра, правда, как и требуют правила, везде указана цена за литр.А вот с пивом все куда интереснее - вместо стандартного 0,5 литра теперь пенный напиток все чаще разливают в бутылки или банки объемом 450 и 440 мл, а вместо литрового пластика - в пластик 920 мл. При этом на ценнике нет стоимости литра напитка - для алкоголя это правило не действует, а бутылку в 920 мл вы вряд ли отличите на глаз от бутылки в 1 литр.Если вы полны решимости разбудить в себе математические способности - попробуйте выбрать наиболее выгодный вариант в отделе консервов. На любой баночке консервированного горошка или кукурузы сразу три цифры: объем, масса нетто и масса нетто основного продукта. И перевести все это в 1 кг, чтобы понять, цена какой баночки реально ниже, - это уже высшая математика.Как химичат с бытовой химиейВ отделе бытовой химии и косметики похожая история: если крем - то 45 мл, если кондиционер для белья - то 1460 или 993 мл, гель для душа - 420 или 430 мл, а жидкое мыло - 370 и 240 г. Интим-гель продавался вообще объемом в неожиданные 148 граммов, и при этом производитель - Беларусь. Так что иногда и наши любят схитрить и недолить немножко. При этом выбрать из всего обилия предложений наиболее выгодный вариант можно только с калькулятором - для непродовольственных товаров «честная цена» за литр или килограмм не указывается. Кроме того, цены одинаковых по объему кусков мыла могут отличаться в разы - это зависит еще и от состава, и от страны-производителя.Мороженое тает на глазахТе взрослые, которые выросли из советских детей, помнят еще пломбир не только по 20 копеек, но и весом в 100 граммов. Найти 100-граммовую пачку мороженого сегодня - тот еще квест. Только в одной из сетей я на такую нарвалась - это был хрустящий рожок со сливочным мороженым с ароматом ванили. Рядом лежали брикетики и стаканчики по 40, 42, 48, 50, 60, 62, 70, 71, 72, 73, 75 граммов… Причем все упаковки практически одинакового размера, и на вид определить, будет в стаканчике 43 грамма или 75, невозможно. Справедливости ради замечу, что фруктовый лед еще по старинке по 100 граммов замораживают. И загадочное нечто под названием «десерт плодово-ягодный в сливочной какаосодержащей глазури».Упаковка тетрапак лучше и для экологии, и для кошелькаВ отделе молочки нашлась еще одна закономерность - пластиковая упаковка почти гарантирует недолитые 10 - 50 мл. Так, 950 или 930 мл молока обычно продают в пластиковой упаковке, а вот в тетрапаке, как правило, ровно 1 л. Сметана в пакетике - 400 граммов, в стаканчике - 380. Правда, вместо пол-литрового тетрапака молоко и кефир теперь разливают в тетрапак 480 мл. Как раз над ценником с кефиром склонилась женщина, явно пытаясь разглядеть цену за 1 литр.- Я давно заметила, что молоко стали продавать не как раньше, по 1 литру, а как попало, - комментирует она. - Но теперь хоть стали указывать цену за литр, можно сравнить и купить подешевле. Правда, написано так мелко, что я еле-еле могу разглядеть эти цифры. Хорошо, что муку и сахар пока продают по 1 килограмму, потому что все остальные объемы хоть по кусочку, но оттяпали. Но я не осуждаю производителей - у них сейчас не лучшие времена, приходится как-то крутиться, чтобы не разориться совсем.КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА«Цену поднимать было опасно, поэтому уменьшили объем»- У нас производители научились недоливать объем где-то с 2009 года, когда грянул кризис. Цену поднимать было опасно, потребитель просто отказался бы от покупки этого продукта. А вот незначительно уменьшенный вес мог не сразу обратить на себя внимание, - объясняет маркетолог Анастасия Пульмановская. - Например, есть у производителя 100 литров молока. Раньше это было бы 100 упаковок с этим продуктом, а уменьшив объем до 950 мл у предприятия уже 105 упаковок. Что он с этого имеет? Конечно, заработок. Цена за товар остается прежней, а издержки становятся меньше. Причем в первую очередь это касается дешевых и социально значимых товаров. Ведь к дорогому продукту покупатель предъявляет куда больше требований, но не особо заметит его подорожание. А такой продукт, как, например, молоко, вы купите в любом объеме, просто потому что он вам жизненно необходим.