2020-06-22T13:22:46+03:00
КП Беларусь

О Сутине выдумывали, что он рисовал голышом, а Цадкин отравился в газовой атаке: как сложились судьбы художников Парижской школы родом из Беларуси

Из-за чего у нас из художников Парижской школы больше знают Шагала, а за рубежом ставят памятник Сутину, и почему работы одних стоят сотни долларов, а других - десятки миллионов [+ ликбез по биографиям]
Поделиться:
"Комсомолка" собрала информацию о художниках Парижской школы в форме удобных карточек."Комсомолка" собрала информацию о художниках Парижской школы в форме удобных карточек.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ
Изменить размер текста:

В этом году - 120 лет с того времени, когда в мировом искусстве начало формироваться явление Парижской школы. К нему причастны и уроженцы Беларуси. Вот только имена и произведения этих художников, известные в мире, едва знакомы белорусам. «Комсомолка» обсудила парадоксы, связанные с Парижской школой, с искусствоведом Юрием Абдурахмановым.

- Парижской школой искусствоведы назвали не конкретное направление в искусстве (хотя многие примыкающие к ней - «мягкие» экспрессионисты), а большую группу творцов, которые на десятилетия вперед определили развитие искусства ХХ века. Их объединяет время - 1910 - -1930-е годы - и место: Париж - Монпарнас и комплекс студий-мастерских «Улей». У истоков этого феномена стояли всемирно известные в будущем Пабло Пикассо и Фернан Леже. Но в основном речь о 20 - 30-летних эмигрантах, приехавших покорять Париж. У них были таланты разной силы, они отличались подходами, почерками, формальными поисками, но все-таки ощущается внутреннее единство этой плеяды и взаимные влияния.

- Среди этих эмигрантов - много выходцев с белорусских земель. Почему так вышло?

- Париж на то время - мировая столица искусства. В 1910-х сюда стекаются сотни художников со всего мира - даже из Латинской Америки и Японии. Но порядка 80% были выходцами из Восточной Европы и конкретно из наших краев. С белорусских земель выехало около 20 молодых художников-евреев. Предпосылкой стало то, что по империи прокатилась волна погромов. Для евреев были ограничения по поступлению в вузы двух столиц, на Академию художеств в Петербурге им рассчитывать не приходилось. Потому после рисовальной школы они оправлялись в Париж - каждый своей дорогой. Причем эти люди были из семей с разным достатком. Отцы одних - зажиточный банковский служащий, купец, педагог, других - ремесленник, лавочник, кузнец. Были и сироты, как Лев Инденбаум, которого воспитывал дед, и сыновья раввинов, как Яков Балглей.

Квартиры-студии художников в парижском «Улье» стали центром художественной революции начала ХХ века. Фото: Wikipedia.org

Квартиры-студии художников в парижском «Улье» стали центром художественной революции начала ХХ века. Фото: Wikipedia.org

- Кстати, а есть ли какие-то места в Беларуси, откуда вышло особенно много наших художников-парижан?

- Хаим Сутин и Шрага Царфин родом из Смиловичей под Минском. А Марк Шагал, Осип Цадкин и Оскар Мещанинов мало того, что жили в Витебске, так еще и занимались в студии у одного педагога - Юделя Пэна. Вообще, в биографиях художников Парижской школы есть все регионы современной Беларуси. Думаю, это повод гордиться своими знаменитыми земляками и иметь в коллекциях их работы. С Гомелем и Минском связаны белорусские страницы биографии Михаила Кикоина, с Брестом - Якова Балглея, с Могилевщиной - Роберта Генина и Жака Милькина. А с Гродненщины родом Пинхус Кремень, Израиль Левин и Осип Любич. Кстати, Любич настоял на том, чтобы его дочь Дина выучила русский язык, а в 1970-х отправил ее на языковую стажировку в Минск. Правда, в Гродно, родной город отца, советские власти ее не пустили - она побывала там лишь в 2014-м...

В Париже есть улица и памятник Сутину, а Шагалу - только планируется

- Вы говорите о 20 именах, но большинство из нас знает разве что Шагала и с недавних пор Сутина…

- Во-первых, не все интересные художники и скульпторы стали мировыми величинами. Во-вторых, кто-то не состоялся в профессии. Плюс в СССР долгое время ко всем уехавшим государство относилось как к врагам и предателям. О том же Шагале десятилетиями нельзя было и упоминать! В БССР даже после его триумфальной выставки в Москве официальный негатив еще долго сохранялся. А вот другая причина. Скажем, Жак Липшиц родился в местечке Витебской губернии, которое теперь - в Латвии. А Эугениуш Зак, близкий к первому ряду мастеров Парижской школы, жил в Беларуси только до семи лет. При этом Зак на Западе - исключительно польский художник, а в недавно вышедшей французской книге я прочел о Липшице «белорусский художник». Но мы ведь за эти имена, связанные с разными странами, особо и не цепляемся…

Картина «Влюбленные» Шагала, покорившего Париж лишь со второй попытки, недавно продана с аукциона почти за $28,5 млн.

Картина «Влюбленные» Шагала, покорившего Париж лишь со второй попытки, недавно продана с аукциона почти за $28,5 млн.

- Тем не менее, Марк Шагал - самое известное для нас имя в Парижской школе.

- Он у нас прозвучал, прожив долгую жизнь и приехав в СССР в 1973-м на открытие своей большой выставки, - это было событие для интеллигенции. Прекрасный колорист, Шагал может шокировать выкрутасами на полотнах, однако рассматривать их интересно - он понятен многим. Сознательно или бессознательно, его живопись с юных лет густо замешана на лубке - искусстве для неграмотных людей с нравоучительными текстами. При этом потрясающие картины Шагала, написанные в Витебске, Москве и Петербурге в 1910 - 1920-х, можно смело назвать гениальными. Вот только на самых масштабных выставках каждый год-полтора долгое время показывают буквально одни и те же полтора десятка работ этого периода, которые одалживают в Русском музее, Третьяковке или французском Центре Помпиду. А ведь, казалось бы, Шагал прожил под сотню лет и написал тысячи полотен...

- В мировом масштабе Шагал - тоже культовый художник?

- Три знаковых имени среди всех художников Парижской школы из Восточной Европы - выходцы из Беларуси: Хаим Сутин, Осип Цадкин и Марк Шагал. Именно в таком порядке их воспринимают на Западе. Дело в том, что, по мнению критиков, после войны работы Шагала стали слабее и слащавее. Вдобавок творчество прожившего долгую жизнь и обладавшего феноменальной работоспособностью мастера стало хорошим коммерческим проектом, который продолжили дочь, а потом и внучки художника через Шагаловский комитет. Продвижением Сутина и Цадкина никто не занимается: детей у них не было, а работы после их смерти получило французское государство. Однако для любого крупного музея иметь скульптуру Цадкина или живопись Сутина - дело чести.

Кстати, интерес к Сутину, умершему в 1943-м, возродился в оправившейся от военной разрухи Франции. Но в 1960-х Нью-Йорк, как мировая столица искусства и победоносный марш абстракционизма, подкрепленный финансами американских галеристов, отодвинул Парижскую школу, Сутина и фигуративное искусство в целом. Но к концу 1980-х - началу 1990-х о нем снова заговорили. Не в последнюю очередь потому, что самые яркие абстракционисты ХХ века - Поллок, Ротко, Бэкон, Де Кунинг - стали говорить, что считают себя последователями Сутина. Хотя общие мотивы даже искусствоведам найти сложно…

И еще нюанс. Улицы и аллеи Сутина есть в Париже и добром десятке французских городов. Несколько улиц названо и в честь Цадкина. Именем же Шагала лишь планируют назвать парижскую улицу. Это итог работы наследников, недовольных названным выше ранжиром. Добавлю, что 7 скульптур Цадкина украшают улицы Парижа, а его муниципальный музей - бесплатный. А Сутин - единственный художник Парижской школы, которому на одной из площадей Монпарнаса установлен памятник. Его автор - выходец из Литвы Арбит Блатас, а патронировал процесс министр культуры Франции Анри Мальро.

Хаим Сутин из Смиловичей первые 10 лет в Париже прозябал в бедности, а теперь там стоит памятник художнику. Фото: Laruche-artistes.fr, Wikipedia.org

Хаим Сутин из Смиловичей первые 10 лет в Париже прозябал в бедности, а теперь там стоит памятник художнику. Фото: Laruche-artistes.fr, Wikipedia.org

Еврейское происхождение Любича выдал его сосед

- Детали биографий многих художников Парижской школы сродни сюжетам кино. Это касается и выходцев из Беларуси?

- Конечно! Например, Сутин и Модильяни становились героями часто невероятных легенд о «проклятых художниках». Особенно много их появилось в 1950 - 1960-х, когда многим хотелось показать близость к Сутину. Например, коль десять лет художник прозябал в нищете, утверждалось: Сутин работал голым, чтобы сберечь одежду. Правда, то же рассказывал о себе Шагал, приукрашая свою биографию. В полицейском досье в Париже на Михаила Кикоина, активно участвовавшего в деятельности еврейской партии Бунд, было записано: «Большевик, но не опасный». Собственно, родители оплатили ему поездку в Париж, чтобы отвести от революционеров.

А какие разворачивались семейные драмы! В 1939-м, после начала Второй мировой войны, жена Пинхуса Кременя, шведка Биргит, и их 15-летний сын Фред уезжают в Швецию. Похоже, больше супруги не виделись: в 1945 году они развелись. Супруга Якова Балглея Алиса Керфер из зажиточной буржуазной семьи пошла наперекор родным, выйдя замуж за еврея, да еще и художника. Но со временем Балглей, проводивший много времени в синагоге, ради нее отказывается от своих религиозных убеждений.

Оставили след в биографиях художников войны. Осип Цадкин, бывший по матери из рода обрусевших шотландцев-кораблестроителей, - участник Первой мировой, где отравился газами. В годы Второй мировой Михаил Кикоин и Шрага Царфин прятались от немецких оккупантов на юге Франции. А Лев Инденбаум (кстати, он был первым покупателем картины своего друга Сутина) и Осип Любич оставались в оккупированном Париже, скрывая еврейское происхождение. Правда, Любича выдал сосед: после доноса он попал в концлагерь, откуда смог бежать…

Одна из шести авторских копий «Посланника» Осипа Цадкина - на минской улице Притыцкого. На фото сверху - оригинал с парижской набережной д’Орсе. Фото: Мария ЭЛЕШЕВИЧ (справа) Фото: Мария ЭЛЕШЕВИЧ

Одна из шести авторских копий «Посланника» Осипа Цадкина - на минской улице Притыцкого. На фото сверху - оригинал с парижской набережной д’Орсе. Фото: Мария ЭЛЕШЕВИЧ (справа)Фото: Мария ЭЛЕШЕВИЧ

- Вы говорили о ранжире художников Парижской школы на западе. А как их работы оценивают на аукционах?

- В последние годы - рекорды продаж Сутина. На аукционе Christie’s в 2013-м «Маленький кондитер» ушел с молотка за $18 млн. Самой дорогой картиной Сутина стала проданная в 2015-м одна из «Бычьих туш» - более $28 млн. Поздние работы художника стоят от $400 тыс. до $2 - 3 млн.

Печатная графика Шагала доступна за $120 - 300. Оригиналы стоят десятки тысяч. Живопись оценивается в $250 тыс. - 2 млн в зависимости от времени создания. Особенно ценятся картины 1910 - 1920-х. «Влюбленные» (1928) - самая дорогая картина художника на сегодня: в ноябре 2017-го на Sotheby’s ее продали за $28 млн 453 тыс.

Акварели, гуаши и графика Цадкина стоят от $20 до 40 тыс., малые скульптуры - $80 - 300 тыс. Цены на живопись Кикоина или Кременя в основном - $3 - 15 тыс., Царфина - $6 - 10 тыс. До $6 тыс. обойдется картина Осипа Любича. Цена работ практически забытого Якова Балглея - $300 - 500 за графику и $1 - 3 тыс. за картины маслом. А вот созданный Львом Инденбаумом мраморный барельеф «Музыканты и антилопы» в 2004 году был продан на Christie’s в Нью-Йорке за $3,6 млн - рекорд для декоративно-прикладного искусства ХХ века. Хотя небольшие скульптуры автора стоят $10 - 30 тысяч…

- Много ли работ уроженцев Беларуси из плеяды Парижской школы в нашей стране? И есть ли среди них шедевры?

- В государственных и частных коллекциях находятся примерно полторы сотни работ. И последние выставки, связанные с художниками Парижской школы, показали: интересных работ как раз в частных собраниях немало, и многие никогда не выставлялись. Только Царфина, которым я занимаюсь плотнее всего, в стране около 70 работ. Наверное, он так популярен, поскольку в нем есть то, что находит отклик у белорусов в данный момент, и его художественный почерк им понятнее, чем у Сутина или Шагала. Известно с десяток картин Кикоина в различных собраниях, пять-шесть - Кременя и понемногу всех остальных.

Что касается шедевров… Скажем, в Краковский художественный музей многие едут специально, чтобы посмотреть «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи - жемчужину богатой коллекции. Будут ли ехать к нам ради имеющихся в стране работ художников Парижской школы? Вряд ли. Хотя нельзя не отметить иллюстрации Шагала к «Мертвым душам» Гоголя 1930-х, где уездный российский городок художник превратил в еврейское местечко. Этот цикл печатной графики хранится в витебском Музее Шагала. Обе работы Сутина, которые есть в стране, - в коллекции Белгазпромбанка и часто выставляются в галерее «Арт-Беларусь». Для нашей и даже соседних стран «Большие луга в Шартре» (ее купили в 2012 году за $400 тыс. на аукционе Christie’s) можно называть шедевром. Портрет «Ева» послабее, но она куплена торгах Sotheby’s за $1 805 000. Конечно, шедевр и скульптура «Посланник» Цадкина, который стоит перед офисом банка, - это авторская копия, одна из шести в мире (оригинал стоит на набережной д’Орсэ в Париже) и самая доступная работа мастера Парижской школы в Беларуси. А повод съездить в Брест - две блестящие работы Якова Балглея (также его произведения есть в собрании Белгазпромбанка), которые почетный консул Франции Леонид Стаецкий подарил музею истории Бреста.

Трагично сложилась судьба семьи Пинхуса Кременя.

Трагично сложилась судьба семьи Пинхуса Кременя.

- Многим кажется, что понимать искусство художников Парижской школы непросто…

- В своем искусстве эти художники пытались передать не только увиденное, но и свое эмоциональное состояние. Сейчас не принято так откровенно, экспрессивно выражать чувства в искусстве. Так что при взгляде на эти произведения зрителю надо не пытаться понять - похоже ли, правильно ли нарисовано, а пробовать перенести экспрессию на себя. А в работах Любича, Генина, Царфина внутренняя работа художника над собой как над человеком требует, чтобы зритель был соучастником, все пропускал через себя. Неважно, сможет он уловить одну волну с художником или нет - главное попытаться.

КСТАТИ

Несколько художников Парижской школы из Беларуси погибли в концлагерях

- Во время Второй мировой войны ряд художников Парижской школы погибли в нацистских концлагерях. Были среди них и наши соотечественники, говорит Юрий Абдурахманов.

Речь, в частности, об Израиле Левине (1904 - 1943) из Василишек нынешнего Щучинского района. В 1921-м он эмигрировал из Советской России. Жил в Польше, Германии, Бельгии, Франции. С 1925-го стал парижанином, в 1929-м участвовал в Осеннем салоне. Арестованный во время оккупации, он попал сначала в лагерь Дранси, а затем в Майданек, где и погиб.

А родившийся в Могилеве Янкель-Меер (Жак) Милькин (1877 - 1944) стал одним из немногих евреев, кто поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге к самому Илье Репину и окончил ее в 1909-м, получив звание художника. А с 1928-го он жил в Париже: писал портреты и собрал богатую коллекцию русской живописи. В годы нацистской оккупации смог выбраться из лагеря Компьень, - врач выдал художнику фальшивую справку о тяжелой болезни. Но в марте 1944-го Милькина вновь арестовали и депортировали в Освенцим, где он и погиб.

НА ЗАМЕТКУ

Юрий Абдурахманов говорит, что даже когда Парижская школа прекратила свое существование (прежде всего в связи с уходом из жизни художников), это явление осталось единым целым в истории искусства. Это видно и по их биографиям. «Комсомолка» подготовила карточки с краткой биографией художников Парижской школы и примерами их работ. Мы их сделали в виде емких карточек.

Рассказываем о Сутине. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Сутине.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Цадкине. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Цадкине.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Шагале. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Шагале.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Кикоине. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Кикоине.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Кремене. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Кремене.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

рассказываем о Балглее. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

рассказываем о Балглее.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Заке. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Заке.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем об Инденбауме. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем об Инденбауме.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем об Мещанинове. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем об Мещанинове.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем об Любиче. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем об Любиче.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Генине. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Генине.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Царфине. Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

Рассказываем о Царфине.Фото: Игорь СОЛОВЬЕВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сутин уговаривал Царфина писать картины, а тому надо было кормить семью: неизвестная история дружбы гениальных художников из Смиловичей

Мы полистали воспоминания о детстве всемирно известных художников Парижской школы - Хаима Сутина и Шраги Царфина, которые сделали Смиловичи под Минском важной точкой на карте мирового искусства (читать далее)

НКВД зверски убил учителя Шагала Юделя Пэна, когда он решил отдать свои картины за границу?

Ночью с 28 февраля на 1 марта 1937-го знаменитый художник Юдель Пэн стал жертвой жестокого убийства. О Пэне, версиях кровавой драмы и ее причинах «Комсомолке» рассказал искусствовед, заслуженный деятель искусств Беларуси Борис Крепак (читать далее)

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также