Звезды

Судьбу режиссеру «Белых Рос» Игорю Добролюбову предсказала Ванга

19 июля - уже 10 лет, как не стало кинорежиссера Игоря Добролюбова, народного артиста Беларуси, автора всенародно любимых «Белых Рос». Оказавшись в 1945-м в Минске, он стал не просто мастером, а классиком нашего кинематографа
Кинорежиссер Игорь Добролюбов. Фото: Сергей Шапран

Кинорежиссер Игорь Добролюбов. Фото: Сергей Шапран

Учителем Добролюбова был мэтр советского кинематографа Михаил Ромм, в честь которого Игорь Михайлович назвал своего старшего сына и которому посвятил книгу воспоминаний.

«Ромм был великим учителем. Ты вдумайся, - говорил Добролюбов, - с одного маленького курса, который Михаил Ильич выпустил перед нами, вышли сразу две таких художественных величины, как Тарковский и Шукшин! И если Тарковский был из совершенно особенной, интеллигентской породы, то Вася Шукшин в сапожищах ходил. Говорят, что он был единственным человеком, не прочитавшим «Войну и мир», но принятым Роммом в мастерскую, что было непостижимо! Будто бы на вопрос «А почему не читал?» Вася ответил: «Книжка больно толстая». Но потом прочитал и писателем стал блестящим. Однако это надо было предугадать!.. Помню, стоим мы как-то грустные в коридоре, курим (шел экзамен по мастерству). Возле ВГИКа припаркованы машины с дипномерами, по холлам ходят красиво одетые дамы, снуют фотографы с таки-ими вот объективами - ощущение, что там слава, а тут - полный провал! Как вдруг в курилку выходит Ромм и спрашивает: «Почему такие?» - «Да ничего». - «Ну, дайте закурить». Взял он «дукатик» (были такие желтенькие сигареты), выслушал нас и сказал: «Слава - это такая женщина, которая приходит, когда захочет, и уходит, когда ей вздумается. Удержать ее невозможно, а ожидать - бессмысленно. Работайте». Бросил окурок, и пошли мы сдавать экзамен».

Александр Тиханович и Ядвига Поплавская первые исполнили известную песню «Обломал немало веток, наломал немало дров» из «Белых Рос». Фото: Сергей Шапран

Александр Тиханович и Ядвига Поплавская первые исполнили известную песню «Обломал немало веток, наломал немало дров» из «Белых Рос». Фото: Сергей Шапран

Когда Добролюбов оканчивал ВГИК, Ромма уволили. Игорь Михайлович вспоминал, что все они, его ученики, были потрясены такой несправедливостью. И когда через несколько лет Ромм умер, хоронить его пришел весь курс. «Мы негласно приняли решение: не дать никому из начальства подойти к гробу, - рассказывал Добролюбов. - И стали плечом к плечу и мы, и съемочная группа картины «Девять дней одного года», чтобы никто больше не смог втиснуться! Так его и вынесли - сами».

К слову, Добролюбов тоже снялся в культовых для 1960-х «Девяти днях одного года» - играл с такими знаменитостями, как Баталов, Смоктуновский, Евстигнеев, Козаков, Лаврова…

Алексей Дударев подарил на 70-летие Добролюбову сценарий «Белых Рос» и бутылку одноменной водки. Фото: Сергей Шапран

Алексей Дударев подарил на 70-летие Добролюбову сценарий «Белых Рос» и бутылку одноменной водки. Фото: Сергей Шапран

Не поехал за Гран-при в Венецию – валялся дома с прививкой от холеры

Став в 1963 году режиссером «Беларусьфильма», он горел экранизацией сценария Владимира Короткевича «Гневное солнце палящее», но - не позволила киноцензура. Не удалось запуститься и с фильмом по Василю Быкову. Лишь в 1966 году на экраны вышла его первая большая работа «Иду искать» с Георгием Жженовым и Львом Дуровым. А уже вторая - «Иван Макарович» - принесла Гран-при Венецианского кинофестиваля.

Правда, приз получил вовсе не Добролюбов.

«Я в то время валялся дома с прививкой от холеры, - рассказывал он. - Потому что в последний момент пришло сообщение, будто в Венеции холера и надо сделать прививку. Я прибежал в санэпидемстанцию: «Венеция! Надо ехать!» Мне делают прививку и говорят: «А теперь полторы недели подождем - надо посмотреть, как привилась первая прививка. Затем уже сделаем вторую». - «Давай сразу две!» - прошу. «Больно будет». - «Зато Венецию увижу!» Я уже и черный костюм купил, и бабочку женщины мои сделали. И вот все поехали, а я лежал дома, коленки от боли подтянуты к подбородку…»

Игорь Добролюбов (слева) с Василем Быковым, снять совместный фильм которым так и не удалось. Фото: архив Игоря Добролюбова

Игорь Добролюбов (слева) с Василем Быковым, снять совместный фильм которым так и не удалось. Фото: архив Игоря Добролюбова

Потом еще не раз его документы «не поспевали». И однажды он, не выдержав, спросил: «Как же так? Картина моя получает премию, я - ее автор, но я - здесь, а картина - там!» И услышал в ответ: «Будьте уверены, что вашу картину представляли вполне достойные люди».

А венецианский приз отдали лишь спустя время. Игорь Михайлович, будучи в Москве, зашел в Госкино СССР, и случайно встреченная в коридоре женщина сказала: «Добролюбов, по-моему? Зайди». Открыв сейф, она достала какую-то коробочку. «На, забери. Чего оно тут у меня? Материальная ответственность все-таки». - «А что это?» - «Твой приз». Это был лик богини Минервы из чистого серебра…

Игорь Добролюбов. Фото: Сергей Шапран

Игорь Добролюбов. Фото: Сергей Шапран

Позже была новая попытка снять фильм по Быкову, но сценарий снова «зарезала» цензура. Впрочем, художник и власть - особая тема в любые времена. Так, против картины Добролюбова «Третьего не дано» особо рьяно выступал завотделом культуры ЦК КПБ Иван Антонович. «Да у меня консультант - академик!» - доказывал режиссер. «Академики тоже ошибаются!» - не сдавался партчиновник.

За защитой Добролюбов пошел к Петру Машерову. «Жизни нет! Разрушают картину, душат!» - пожаловался он первому секретарю ЦК. «Кто?» — «Антонович». Машеров нажал кнопку селектора: «Иван Иванович, зайдите, - и обратился уже к режиссеру: - Личных вопросов нет?» - «Нет, Петр Миронович». - «Спокойно делайте картину».

Впрочем, Антонович все равно не оставил режиссера в покое, что вынудило того пойти на хитрость: он подготовил три варианта начала фильма и в зависимости от того, кто смотрел картину - Антонович или кто-то другой, показывал тот или иной вариант.

Игорь Михайлович со Львом Дуровым. Артист играл у Добролюбова в фильме «Иду искать». Фото: Сергей Шапран

Игорь Михайлович со Львом Дуровым. Артист играл у Добролюбова в фильме «Иду искать». Фото: Сергей Шапран

«А что тут делает этот руснак?»

Случались в его жизни и мистические истории. Так во время съемок в середине 1970-х белорусско-болгарского фильма «Братушка» ему предложили встретиться с болгарской ясновидящей Вангой. Правда, время было позднее, и она уже не принимала. И тогда кинематографисты, пойдя на хитрость, назвались журналистами-международниками. Но как только вошли, Ванга спросила:

- А что тут делает этот руснак?

И рассказала о судьбе Добролюбова - и об отце, погибшем на войне под Сталинградом, и о матери, и о дедушке с бабушкой... Игорь Михайлович был ошеломлен, поскольку никто, кроме него, знать этого не мог. Тогда же болгарская провидица сказала, что его судьба - в профессии, хоть она не понимает, что такое кинорежиссер…

Спустя много лет с Николаем Караченцовым, который исполнил роль младшего брата Ходаса в «Белых росах». Фото: Сергей Шапран

Спустя много лет с Николаем Караченцовым, который исполнил роль младшего брата Ходаса в «Белых росах». Фото: Сергей Шапран

Сам Добролюбов не знал, почему зритель так полюбил его «Белые Росы», но всегда в превосходных степенях рассказывал о тех, с кем вместе работал. «В картине ведь играют не только хорошие актеры - люди хорошие! - говорил он. - Скажем, божественный Санаев, хотя невозможно было заподозрить, что Всеволод Васильевич - яркий комедийный артист! Я понял это, когда мы, будучи в Болгарии, вместе проводили время, - я вдруг увидел, что глаз-то у Санаева озорной, шустрый и хулиганистый! А если еще Борис Кузьмич Новиков к нам заходил, тут я от общения испытывал одно наслаждение! Они обладали сумасшедшей, просто фантастической органикой. А какая была замечательная Галина Климентьевна Макарова! А Хорохорина-письменосица?! - кровь с молоком, пышная, чудная и нежная. Галочку Польских, мою сокурсницу, я также очень хорошо знал. Стефания Михайловна Станюта - это просто явление! А когда появился Колька Караченцов, этот зубастик, я сразу был очарован!..»

«Белые Росы», ставшие лидером кинопроката в СССР и, согласно опроса журнала «Советский экран», лучшей комедией года, получили три главных приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве. Но госпремию Добролюбову так и не дали. «Нередко случалось: тебя уже поздравляют, а потом - фиг! – говорил он. - Я только точно знаю, что у меня есть награда, заслуженная безо всяких симпатий начальства, - звание мастера спорта СССР по легкой атлетике».

Впрочем, не одними «Белыми Росами» был знаменит Добролюбов - в его фильмографии предостаточно удач: «Иван Макарович», «Расписание на послезавтра», «Осенние сны», «Плач перепелки», наконец, «По секрету всему свету»... Поставив в 1994 году фильм «Эпилог» по Шамякину, Добролюбов словно напророчил свою будущность: снимать кино ему больше не давали. Правда, он долго надеялся, что ему все-таки позволят вернуться в профессию. «У меня школа есть, - Игорь Михайлович показывал на большой портрет Михаила Ромма, висевший на центральном месте в его кабинете. - А в нашей профессии, помимо прочего, важна школа!»

Но он жестоко ошибся - в Беларуси 1990-х ни его школа, ни сам он чиновникам от культуры были не нужны. Хотя он буквально кричал в интервью: «Некролога не было. Я - живой!» А когда в нулевые речь зашла о продолжении его культовых «Белых Рос», картину снял другой режиссер - Игорь Михайлович уже умер...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

После отказов в съемке фильмов по Быкову режиссер «Белых Рос» перенес инфаркт и несколько инсультов

Знаменитому киномастеру Игорю Добролюбову трижды не удалось снять картины по книгам народного писателя, 96 лет со дня рождения которого исполняется сегодня, 19 июня (читать далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

После отказов в съемке фильмов по Быкову режиссер «Белых Рос» перенес инфаркт и несколько инсультов

Знаменитому киномастеру Игорю Добролюбову трижды не удалось снять картины по книгам народного писателя, 96 лет со дня рождения которого исполняется сегодня, 19 июня (читать далее)