Общество11 мая 2021 0:13

Погребальные традиции белорусов: хоронили сердца предков, ставили в крипте бочонки со внутренностями и бросали ветки на могилы самоубийц

Накануне Радуницы «Комсомолка» узнала у историка, какими были погребальные традиции на наших землях несколько веков назад
Многие белорусы стали выбирать захоронения в колумбариях, но для предков она была неприемлема.

Многие белорусы стали выбирать захоронения в колумбариях, но для предков она была неприемлема.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Также вместе с кандидатом исторических наук Сергеем Грунтовым, который изучает некрополи Беларуси, мы составили топ-10 самых необычных захоронений на территории Беларуси. А еще задали специалисту несколько вопросов.

- Белорусская погребальная традиция чем-то уникальна?

- Наверное, неповторимой мозаикой мелких деталей и особенностей. Одним практикам – сотни лет, другие – совсем недавние, - говорит историк. – Скажем, пока во многих селах покойного от дома до кладбища до сих пор провожает на погребении хор певчих, в Минске множество похорон проходит через крематорий. На современных некрополях все большую популярность получают цветные (и улыбчивые) портреты умерших, а на кладбищах Гродненской области можно увидеть высокие деревянные кресты XIX века. Вместе с тем, в Беларуси традиции погребения и поминовения все еще слабо подверглись унификации - практически в каждом районе республики можно найти локальные особенности.

- А какие самые древние элементы церемоний сохранились?

- Очень стабильным является представление о необходимости могильной насыпи – никакие похороны у нас без этого не обходятся. А это давний отголосок практики насыпания курганов. При раскопках археологи находят осколки поминальной посуды, в которой живые приносили дары умершим. Сегодня это продолжают делать в виде крашенных яиц, конфет, алкоголя.

Мы знаем, что в дохристианский период существовал обычай тризны на кладбище, то есть пира в память об умершем. В существе своем эта традиция длится. Только собираются после похорон обычно не на кладбище, а в кафе или столовой. И для покойного выделено место, поставлена рюмка, тарелка, где есть немного еды. Любопытно, что самый старый известный нам способ погребения – кремация - теперь снова обрел популярность. А в Бобруйске строят второй в республике крематорий.

- Какие способы погребения, что имелись у предков, самые необычные для нашего времени?

- Думаю, таким показался бы обычай помещения тела в крипту. Конечно, в Минске недавно открыт храм-памятник, где есть крипта с захоронениями солдат войны 1812 года, Первой и Второй мировых войн. Но все же это скорее символическое захоронение. А ведь традиция ставить гроб с умершим в склеп под храмом веками считалось самым престижным.

Захоронения в крипте столичного Храма-памятника всех святых.

Захоронения в крипте столичного Храма-памятника всех святых.

Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

В XVII - XVIII была традиция отдельного захоронения сердец в специальных сосудах - в эпоху барокко это считалось знаком особого почтения. Кстати, памятник захоронению сразу двух сердец представителей фамилии Радзивиллов сохранился в дятловском костеле. Собственно, отдельно могли хоронить и внутренности человека. Памятник им, правда не ставили. Но один такой бочонок сохранился в крипте Несвижского костела.

Думаю, наших современников впечатлило бы (а родственников привело в ярость) требование не хоронить «плохого» покойника на кладбище. Ранее в эту категорию попадали не только колдуны и самоубийцы, но, например, умершие от пьянства. Такого умершего могли похоронить за оградой кладбища, а то и в топком месте, при дороге, у перекрестка. Еще в XIX веке в самых разных частях Беларуси была известна необычная традиция набрасывания веток и прочего мусора на такие могилы. Каждый проезжий должен был что-то бросить на могилу у дороги – особенно в случае, если в ней лежал самоубийца. Со временем навал делался таким большим, что мешал проезду. Тогда его поджигали и все начиналось сначала.

Крипта храма-памятника в Минске.

Крипта храма-памятника в Минске.

Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

- Какие белорусские кладбища можно назвать самыми древними?

- Строго говоря, самыми древними будут группы курганов каменного века. Их раскопками занимаются археологи. Но если посмотреть на тему в более современной оптике – то это погосты вокруг древнейших храмов Беларуси. Иногда они занимают центры современных городов, по ним гуляют прохожие, и никто об этом не вспоминает. Например, в самом центре Гродно у Советской площади находится сквер, где находилась взорванная в 1961 году Фара Витовта. Территория вокруг нее использовалась как кладбище с XV до конца XVIII века.

Гродненская Фара Витовта в начале 1960-х. Теперь на ее месте сквер. А раньше территория вокруг костела была кладбищем.

Гродненская Фара Витовта в начале 1960-х. Теперь на ее месте сквер. А раньше территория вокруг костела была кладбищем.

Если же говорить о кладбищах с сохранившимися надгробиями и надписями на них, то самые ранние относятся ко второй половине XVI века. Их известно очень мало. Одно такое кладбище близ Мальковичей Ганцевичского района выявил Денис Лисейчиков. Старейшее надгробие здесь относится к 1585 году.

- Как считаете, а что из современных традиций в погребении выглядело бы странно для наших предков?

- Думаю, если взять расстояние в несколько веков, самым странным и неприемлемым в нынешних практиках была бы кремация. Скорее всего они сказали бы, что это язычество, и ни один порядочный человек такой участи не заслуживает. Напомню, в той же Российской империи кремация была запрещена. Ее стали впервые активно вводить в практику только после Октябрьской революции. Правда, и позже для Беларуси это было редкостью - свой крематорий у нас построили только в 1986-м. Однако погибший в Москве Янка Купала там же и был кремирован. Спустя 20 лет в Минске перезахоронили только урну с его прахом.

Урну с прахом Купалы перезахоронили в Минске спустя 20 лет после его гибели и кремации в Москве.

Урну с прахом Купалы перезахоронили в Минске спустя 20 лет после его гибели и кремации в Москве.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Распространенная практика нанесения портрета и имени человека на парный памятник еще при жизни, с открытой датой смерти, тоже, думаю, смутила бы человека XIX века. Это посчитали бы дурной приметой. Удивили бы предка был и современные полноростовые изображения умерших на памятниках. Думаю, они показались бы ему излишеством.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце». Белорусы на Радуницу приносили на кладбище кутью с блинами и сохраняли скатерть с могилы

Какое значение придавали Радунице наши предки, приветствовалась ли у белорусов трапеза на кладбище и почему в СССР не прижился единый день поминовения (читать далее)

Радуница у белорусов 150 лет назад: искусственные цветы на кладбища не несли, а могилы на двоих, сделанные впрок, считали дурной приметой

Накануне Радуницы поинтересовались у исследователя некрополей, чем предки заменяли искусственные цветы, когда на кладбищах появились столики со скамейками и откуда традиция ставить двойные памятники с портретом живого человека (читать далее)

Позвать умерших, вспомнить о хорошем, со стола не убирать: что наши предки делали на Дзяды

Узнали, какие традиции и сохранились в похоронных ритуалах и как поминали родных и близких на Дзяды, которые белорусы отмечают 2 ноября (читать далее)

Наши предки не любили долгожителей и верили, что самоубийство может вызвать засуху

Как готовились белорусы к приходу смерти, боялись ли ее и какие приметы считали предвестиями ухода (читать далее)

Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди заболеваний XIX века нет депрессий (читать далее)

Для спасения от холеры на перекрестке закапывали живого черного петуха: как белорусы боролись с эпидемиями 150 лет назад

Узнали, почему о методах борьбы с напастями отлично рассказывают судебные дела и как поступали с прибывшими из очага инфекции (читать далее)

Треснул стол, сама открылась дверь - жди беды? Чего боялись белорусы 150 лет назад

«Комсомолка» узнала, зачем белорусы советовали подержать усопшего за большой палец ноги и перед кем выговаривали свои страхи (читать далее)

Огромные кладбища вокруг Минска могут стать проблемой через 50 лет: эксперт - о захоронениях в Беларуси

Поговорили с исследователем белорусских некрополей о том, почему городские власти прячут старые кладбища, куда делись из городов похоронные процессии и в чем места захоронений не поменялись с XVIII века (читать далее)

Интересное