Звезды15 июня 2021 13:27

«Паўлінка», «Тутэйшыя», «Страх» и не только: какие проекты первого сезона труппы «Купалаўцы» можно смотреть онлайн

Независимая труппа «Купалаўцы» появилась осенью 2020 года, когда большая часть артистов легендарного Купаловского ушла из театра
Станислав МАКОВСКИЙ
"Тутэйшыя", "Войцэк. Сцэны", "Паўлінка", "Страх" - спектакли "Купалаўцаў", которые можно посмотреть онлайн.

"Тутэйшыя", "Войцэк. Сцэны", "Паўлінка", "Страх" - спектакли "Купалаўцаў", которые можно посмотреть онлайн.

У нового коллектива нет своего здания, а в кассах не продают билеты на его спектакли. Но их постановки собирают у мониторов компьютеров тысячи поклонников. И это само по себе – яркое явление в белорусской культуре.

Театральный критик Денис Мартинович рассказал «Комсомолке» о репертуаре труппы за первый ее сезон – получился своеобразный гайд-путеводитель для зрителя.

“Тутэйшыя”

История постановки. Первый раз режиссер Николай Пинигин поставил “Тутэйшых” в Купаловском в 1990-м. Еще существовал Советский Союз, но на главной сцене страны уже поднимали бело-красно-белый флаг. Спектакль по пьесе Янки Купалы быстро стал культовым, попав в свое время и став его символом. Но вскоре пришелся не ко двору. Сначала его стали показывать все реже, порой отменяли, а в 2007-м окончательно списали из репертуара - по официальной версии, из-за износа декораций.

Микиту Зносака Играет Павел Харланчук.

Микиту Зносака Играет Павел Харланчук.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Разговоры о восстановлении ходили долго, пока вопрос не продавил тогдашний директор театра Павел Латушко. Премьеру новой версии в режисуре все того же Пинигина наметили на осень 2020-го, но вмешалась политика. Так что показ “Тутэйшых”, записанный на видео, стал первым проектом независимой труппы.

Что на экране? Согласно идее “Купаловцев”, они снимают фильм «Тутэйшыя». Режиссер в модной кепке с изображением герба «Погоня» сидит в сторонке, изредка комментируя события и объясняя, что изображено на фотографиях (они на экране). На сцене тем временем разворачивается действие пьесы.

В новых "Тутэйшых" снимают фильм по пьесе.

В новых "Тутэйшых" снимают фильм по пьесе.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Напомним, в ее основе – история белоруса Никиты Зносака (его играет актер Павел Харланчук). Он пытается приспособится к любому политическому режиму, который сто лет назад захватывал власть в Минске, и стать для него своим. Для его переодеваний, совершаемых в буквальном смысле слова, есть две вешалки: по бокам сцены висит «русская», «польская» и «большевистская» одежда. Вверху сцены — экран, на котором временами можно увидеть, как выглядел Минск в начале ХХ века, когда происходило действие пьесы.

Канонический текст Янки Купалы звучит в спектакле удивительно актуально. Но наибольший отклик у зрителей вызывали другие сцены. Например, когда Никита Зносак разувается и становится на скамейку в носках, символизируя мирный характер и чистоту своей позиции.

Почему надо смотреть? Для зрителей “Тутэйшыя” – прекрасная возможность познакомиться с канонической пьесой белорусского классика, которая наверняка когда-нибудь да вернется в школьные программы, получить удовольствие от прекрасной актерской игры и понять своих предков. Ведь за сто лет многое в Беларуси осталось прежним.

“Войцэк. Сцэны”

История постановки. В репертуаре Купаловского театра уже был спектакль по знаменитой пьесе Георга Бюхнера. В 2017 году его поставил на малой сцене режиссер Юра Диваков. Но ту постановку по ряду причин списали в архив спустя несколько месяцев после премьеры, поэтому увидели ее немногие. Новой постановке, которую осуществил режиссер Роман Подоляка – создатель спектаклей «Радзіва “Прудок”» и «Першы», – уготована более долгая жизнь.

"Войцэк. Сцэны" - это история солдата и трансформации его личности. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

"Войцэк. Сцэны" - это история солдата и трансформации его личности. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Что на экране? Сюжет о солдате, который соглашается на сомнительные эксперименты доктора и терпит издевательства капитана, давно стал классикой. Он имеет сотни интерпретаций как в драме, так и в опере. Подоляко считает Войцека (его роль великолепно исполняет Александр Казелло) простым маленьким человеком. В первых сценах он мягок, не совсем уверен в себе и всего лишь встречается с друзьями. Но постепенно к нему подбирается система и уничтожает все доброе, что осталось в его душе.

Насилие над Войцеком порождает в его душе желание мести. В какой-то момент он и его мучитель поменяются местами — и насилие выйдет на новый виток спирали. Но остановиться главный герой уже не сможет. В результе он не просто убивает самого близкого человека, но и все человеческое в себе. В итоге «Войцэк» показывает обыденность зла и воспринимается как спектакль-предостережение.

Сцена из спектакля "Войцэк. Сцэны". Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Сцена из спектакля "Войцэк. Сцэны". Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Почему надо смотреть? Как признавались до премьеры “Купалаўцы”, они показали лишь избранные сцены пьесы (отсюда и название спектакля) и надеются, что это станет прологом для более масштабного проекта в будущем. Но и теперь спектакль вполне самодостаточен, хотя при этом открыт для потенциального расширения. А это черта по-настоящему удачного проекта.

«Войцэк» в целом и режиссура Романа Подоляко в частности показывают направление, по которому могут развиваться “Купалаўцы”. Оно выглядит очень перспективным.

“Я”

История постановки. В начале октября 2019 года еще единый Купаловский обратился к своим зрителям с просьбой поделиться своими воспоминаниями о первых событиях, которые случились в их жизни (первом празднике, поцелуе, предательстве). Первоначально театр интересовали события, случившиеся в жизни их «корреспондентов» до 15 лет. В процессе работы было решено ограничиться историями, произошедшими в годы детского сада и начальной школы. Актеры Роман Подоляко и Михаил Зуй использовали эти истории, воспоминания артистов и истории из интернета. Так за три с половиной месяца создали пьесу, а затем и спектакль “Першы”. В этом сезоне “Купалаўцы” делают на его основе постановку под названием «Я».

Персонажи спектакля "Я" вспоминают свое детство. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Персонажи спектакля "Я" вспоминают свое детство. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Что на экране? «Я» – пример техники «вербатим» (этот термин часто используют как синоним документального театра). Этот жанр предполагает воспроизведение документального текста, а не глубокую разработку характеров героев, психологического объяснения их поведения. Но большую часть спектакля актеры, скорее, пытаются играть в психологический театр,

Судя по всему, пьеса Романа Подоляко и Михаила Зуя изначально создавалась без сквозного сюжета. И в этом сила спектакля, ведь такая калейдоскопичность с обрывками сюжета и незаконченными линиями довольно точно передает детское восприятие мира. Даже несколько эпизодов, в которых идет речь о насилии, практически не успевают вызвать сострадания (возможно, этого и не требуется), поскольку тонут в миксе общих историй. И в этом есть своя логика и своя правда, поскольку перед нами — истории о детстве в целом.

Спектакль "Я" появился в первом сезоне новой театральной труппы с уже знакомыми лицами. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Спектакль "Я" появился в первом сезоне новой театральной труппы с уже знакомыми лицами. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Почему надо смотреть? В целом этот теплый спектакль довольно точно передает советское и постсоветское детство. С неизбежными обидами, с давлением педагогов, а иногда и родителей, но в целом с ощущением чуда, бесконечности и счастья каждого прожитого дня.

“Страх”

История постановки. Антифашисткую пьесу «Страх и нищета в Третьей империи» немецкий драматург Бертольд Брехт писал в Дании. После прихода Гитлера к власти он уехал туда в эмиграцию — первоначально, как и герой его пьесы, на несколько недель.

Свой текст Брехт писал на основе газетных материалов и рассказов свидетелей. В оригинальную пьесу он включил 24 сцены. «Купалаўцы» использовали девять из них. Сцены неравнозначные по объему — от композиции с развернутыми диалогами до едва ли не миниатюр. Создатели спектакля сократили именно небольшие части, поменяв последовательность остальных. Поэтому зрители видят пьесу практически в том виде, как первоначально задумывал Брехт.

Виктор Манаев и Игорь сигов в спектакле "Страх". Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Виктор Манаев и Игорь сигов в спектакле "Страх". Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Эти сцены сюжетно никак не связаны друг с другом. Но постановка в таком виде идеально подходит для “купаловцев”, позволяя выстроить удобный для всех график съемок. А множество небольших ролей — пространство «Страха» густо заселено — позволяет занять в спектакле значительную часть труппы и держать актеров в тонусе.

Что на экране? Действие спектакля происходит в белом невесомом пространстве — практически в белом кабинете, который иногда используют при съемках телепередач. Вдобавок черно-белая гамма стилизована под архивную хронику.

Центральный мотив постановки заложен в ее названии. Это страх — мерзкий, липкий, он обволакивает все пространство, влияет на действия и мысли героев. Это ощущение неизвестности, возникающее от страха. Белое пространство вокруг героев можно воспринимать и как символ тумана, в котором опасность может подстерегать повсюду.

Персонажи "Страха". Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Персонажи "Страха". Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Почему надо смотреть? Использование не связанных между собой сюжетных линий оправданно: они выглядят как элементы пазла, который при сборке дает общую картину «по стране». Разные сцены позволяют переместиться в судебный кабинет (где вы увидите превосходный актерский дуэт Виктора Манаева и Игоря Сигова) и концлагерь; в квартиру и на предприятие, куда приехали гитлеровские пропагандисты; увидеть людей, которые выбирают эмиграцию — и тех, кто готов бороться с нацизмом, пусть и ценой собственной жизни.

“Паўлінка”

История постановки. Самый старый купаловский спектакль в этом году неожиданно оказался в центре внимания. К нему обратилась как труппа, оставшаяся в составе и здании Национального академического театра имени Янки Купалы, так и независимые «Купалаўцы».

Впервые пьесу Янки Купалы поставили в театре во время войны. Это произошло в Томске, где Купаловский находился в эвакуации. Но после возвращения в освобожденный Минск финал спектакля решили сделать более счастливым: Павлинка (в версии «Купалаўцаў» - актриса Катерина Алейникова) убегает вместе со своим возлюбленным против согласия родителей. После этого постановка режиссера Льва Литвинова стала классикой, сюжет и мизансцены почти не менялись. Долгие годы именно показом «Павлинки» открывался новый сезон в Купаловском.

Катерина Алейникова и Олег Гарбуз - те самые Павлинка и Пан Быковский. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Катерина Алейникова и Олег Гарбуз - те самые Павлинка и Пан Быковский. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Но чем больше проходило времени, тем больше сюжет о том, как крестьяне дурят шляхтича — пана Быковского (актер Олег Гарбуз), — воспринимался анахронизмом. Тем более что купаловцы играли его абсолютно серьезно. В конце концов «Паўлінка» превратилась в театральный музей, в который водят детей.

В 2013-м, когда здание Купаловского открывалось после реконструкции, художественный руководитель театра Николай Пинигин слегка обновил и подчистил «Паўлінку». Но самое главное, он предложил играть этот спектакль как фарс. В результате многие сцены смотрелись вполне достойно, а от яркой актерской игры ряда исполнителей можно было получить удовольствие.

"Павлинка" вернулась и в независимую театральную труппу "Купалаўцы" в ее первом сезоне. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

"Павлинка" вернулась и в независимую театральную труппу "Купалаўцы" в ее первом сезоне. Фото: Независимая театральная труппа "Купалаўцы"

Что на экране? Фарсовые интонации сохранились и в новом спектакле. Тем более, в качестве ведущего спектакля выступает сам Пинигин. Но «Купалаўцы» внесли в сюжет (точнее, непосредственно в финал) важное изменение. Какое – не будем спойлерить. Скажем только, что возвращает спектакль к настоящему Янке Купале.

Почему надо смотреть? В постановке заняты многие звезды труппы – от Виктора Манаева и Зои Белохвостик до Олега Гарбуза и Игоря Сигова. Поэтому просмотр спектакля – еще и возможность насладиться их прекрасной игрой.

КСТАТИ

Также на YouTube-канале «Купалаўцаў» можно увидеть «Прыгоды Чыпаліны» по знаменитой сказке Джанни Родари. Это был совместный проект труппы и портала TUT.BY. По словам создателей «Прыгодаў», получился не совсем спектакль. Скорее, семейный проект, у которого даже не было конкретного режиссера. Актеры Олег Гарбуз, Кристина Дробыш, Георгий Малявский, Алена Сидорова, Николай Кучиц, Павел Остроух и Андрей Дробыш, одетые в теплые вязаные носки, удобно расположились на мягких подушках и диванах и с легкой иронией рассказывают о далекой сказочной стране, о царящей в ней несправедливости и приключениях главного героя. Во время показа не обойдется без живой музыки (за героями расположился оркестр), а также без экрана, на котором показываются иллюстрации к любимой сказке.

НА ЗАМЕТКУ

Как увидеть спектакли?

Записи «Тутэйшых» и «Паўлінкі» выложены в открытый доступ на канале «Купалаўцаў» на YouTube. Расписание показов спектаклей “Войцэк. Сцэны”, “Я” и “Страх” можно найти на этом же канале.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Появилось время прийти в себя и посмотреть на ситуацию с театром как на горнило для руды»: артист Виктор Манаев о жизни после Купаловского и о коронавирусе

В Международный день театр 27 марта знаменитый купаловец рассказал «Комсомолке», как победить коронавирус ему помогли натренированные легкие и пятиминутные монологи, а еще, какой сериал считает примером актерского мастерства (читать далее)

«В министерстве сказали: «Хорошо вы нас пропесочили!»: как у актеров Купаловского появился дуэт чиновников в серых костюмах

Узнали у Михаила Зуя и Дмитрия Есеневича, как их знаменитые чиновники из театральных капустников перекочевали на ТВ и в минские дворы, и о том, был ли у артистов Купаловского шанс остаться в родных стенах (читать далее)

КультураИнтересное