Общество18 июня 2021 1:48

«Зубрил в Риге сценарий на белорусском. И был поражен, как все повторяется в истории»: как актер из Латвии Николай Шестак перевоплощался в Янку Купалу

Николай сыграл народного поэта в фильме «Купала», который никак не выйдет в белорусский прокат. Актер живет в Риге. В свои 30 лет ему удалось сыграть 60-летнего классика и так заговорить на белорусском, чтобы самому озвучить фильм
Николай Шестак сыграл главную роль в фильме "Купала". Фото: Александр Чекулаев (архив Николая Шестака)

Николай Шестак сыграл главную роль в фильме "Купала". Фото: Александр Чекулаев (архив Николая Шестака)

«Комсомолка» побеседовала с артистом, сыгравшим народного поэта в фильме "Купала" Николаем Шестаком. (А недавно о судьбе картины высказался министр культуры Беларуси Анатолий Маркевич) Кстати, 28 июня - день гибели поэта, а 7 июля - 139 лет со дня его рождения.

- В интернете обо мне почти ничего нет, я не мастер давать интервью, даже избегаю их, - предупреждает Николай. - При работе в кино или в театре для меня есть некая цель, почему я это делаю. А какая цель в интервью? Может, утешить чье-то любопытство… Так что это интервью «Комсомолке» для меня, считай, почин.

Николай Шестак. Фото: Юрис Залескис

Николай Шестак. Фото: Юрис Залескис

- Когда фильм «Купала» снимался, в СМИ постоянно мелькало: играет поэта актер из Латвии, но с белорусскими корнями. Расскажешь подробнее?

- Сразу скажу: латышских корней у меня нет, но я тут родился, много поколений моя семья живет на территории Латвии. Моя мама - русская, из рода старообрядцев, папина линия - смешанная: бабушкина польская кровь и белорусская от деда. А в моем еще советском свидетельстве о рождении 1987 года в графе «Национальность» вообще написано: «руссо-белорус». К сожалению, отец рано ушел из жизни (а перед тем - из семьи), и мне не удалось с ним особо пообщаться. Пока я за эту белорусскую ниточку не потянул, но это очень интересно. Про отцовскую линию знаю, что семья жила на территории Беларуси, Литвы, Польши, а бабушкина фамилия по-настоящему звучит более по-белорусски - Шостак. Переписали ее в свое время в Литве. Правда, на могиле у бабушки все-таки написано «Шостак».

Режиссер сказал: «Сопляк какой-то! Нормальные артисты есть?»

- Перед съемками имя Купалы ты знал?

- Знал про ночь на Ивана Купалу, Янов день - праздник, который в Латвии называется Лиго. А кто такой Янка Купала, я стал изучать, когда меня нашла через Фейсбук кастинг-директор фильма Инга Муратова. И уже по Википедии почувствовал некоторое сходство.

Янка Купала в 1908-м, 1925-м и 1941-м годах. Фото: Каталог "Мне гэтых вачэй не забыць..." Государственного литературного музея Янки Купалы

Янка Купала в 1908-м, 1925-м и 1941-м годах. Фото: Каталог "Мне гэтых вачэй не забыць..." Государственного литературного музея Янки Купалы

- В чем?

- Конечно, речь не о внешнем (пусть даже говорят, что я похож на Купалу, хотя по мне - вообще нет), а о характере. Ощутил некую замкнутость у Купалы, присущую любому художнику. И это не одиночество даже. В какой-то момент он уходит в себя, подолгу остается наедине с собой: созданный им внутренний мир оказывается куда богаче скучной и бедной окружающей реальности.

Это, кстати, очень четко подмечено в сценарии. Ведь часто просят сыграть просто биографию, а тут меня поразили уже на уровне ощущений непонятные сны Купалы, необычность поэта, метания, поиск себя через поэзию, муки творчества. Для нашего времени - круто и нетривиально. И еще не приехав на пробы, подумал: я должен это сделать, потому что могу. А еще: если они меня не возьмут, то очень пожалеют (смеется).

Кстати, до сих пор поражаюсь, как при всей скудности моих фото в интернете Инга Муратова разглядела меня. На тех снимках 10-летней давности я вообще цыпленок! Да и теперь, если побреюсь, - пацан! Правда, для «Купалы» это сыграло в плюс: побрился - молодо выгляжу, а чуть щетина - возраст ощущается. Так вот, когда Инга пришла с моим фото к режиссеру Владимиру Янковскому, мол, давайте попробуем этого мальчика, он ей сказал: «Да это сопляк какой-то! Нормальных артистов можешь найти?»

Но меня все-таки пригласили на пробы. Сначала записал на телефон сцену допроса Купалы в НКВД - это выбор режиссера. А спустя некоторое время получил приглашение на пробу с партнерами, грим и примерку костюма в Минск. Когда меня нарядили, закрутили усы (мои, не накладные), как у молодого Купалы, люди в павильоне говорили: «Похож». А после проб я ощущал: кажется, прошел. Хотя никто ничего еще не говорил.

Янка Купала в исполнении Николая Шестака. Фото: Александр Чекулаев

Янка Купала в исполнении Николая Шестака. Фото: Александр Чекулаев

- Белорусский язык, на котором снят фильм, не испугал?

- Так прислали-то сценарий на русском! И пробы в Минске шли на русском. А потом сказали: снимаем на белорусском. По рассказам мамы, папа был жуткий фанат «Песняров», играл на гитаре их песни. Я послушал, ощутил мову. И хотя Мулявин не чистый белорус, но исполненная им песня «Молитва» была для меня камертоном на определенном подготовительном этапе. Потом стал смотреть в интернете белорусские новости, спектакли Купаловского театра «Паўлінка» с Зоей Белохвостик и «Тутэйшыя», стихи на мове, которые читали белорусские артисты, фильмы, передачи. Думаю, весь YouTube, что был по-белорусски, я пересмотрел.

Поначалу белорусский казался тем же русским, если читать задом наперед. Но когда меня утвердили и я еще больше углубился в тему, понял, что Купала - это особенный для белорусов человек. Не зря говорят: культура и язык народа живы, пока живут поэты, которые пишут на этом языке, история народов принадлежит им. К сожалению, из-за общей глобализации и для Латвии, и для Беларуси, думаю, через сотни лет придет момент, когда наши языки станут музейными. Но благодаря таким людям, как Купала, белорусский язык и сохранится в веках. Потому-то все надо сделать достойно и на белорусском языке.

«Когда учил сценарий, стали сниться белорусские… иероглифы»

- И все-таки, как дался белорусский язык?

- Я был обязан научиться правильно говорить по-белорусски и знать весь сценарий до того, как я выйду на площадку - там ведь с тобой никто не станет нянчиться. Пусть даже, как я понимал, будет переозвучка. Большинство артистов не позволяет себя озвучивать другим, я к этому отношусь положительно. Думаю, роль может что-то приобрести. Так было у Алексея Балабанова в «Брате-2», когда за героя Виктора Сухорукова говорил другой артист, или в «Они сражались за Родину» с персонажем Василия Шукшина, который умер во время съемок… Иначе эти образы и не представишь! А тут как иначе - с незнакомым языком? (В итоге Николай озвучил своего героя сам - Ред.)

Николай с партнершей по фильму Вероникой Пляшкевич, которая сыграла Павлину Мяделку. Фото: Личный архив

Николай с партнершей по фильму Вероникой Пляшкевич, которая сыграла Павлину Мяделку. Фото: Личный архив

До съемок в «Купале» у меня было три месяца. Каждую ночь я выходил из дома в центре Риги и шел по длинным улочкам, заучивая со скриншота на телефоне маленький абзац на два-три предложения. Или стихотворение: «Залягла, як пасцель, лебядзіная бель…», «Я люблю ўсходы нашых палеткаў, і спавітыя ў зелень лугі…» Вот идешь и прокручиваешь их, как мотор. А назавтра снова - мозг отдохнул, нейрончики восстановились. Обычно с текстом на родном языке у меня проблем нет - учу его на действии, а здесь зубрил, как в школе, не ощущая логики языка. Признаться, в какой-то момент казалось, что у меня едет крыша. Стали сниться белорусские… иероглифы, странные сны, как в сценарии, актерские кошмары даже: я на площадке и не знаю текста.

А еще просил у партнеров по картине (а это Сергей Жбанков, Вероника Пляшкевич, Дима Есеневич, Лена Гиренок) присылать голосовые сообщения: как что сказать, где поставить ударение. Мне ребята сразу сказали: звони в любое время, спрашивай - это так вдохновляло! И на площадке видел, как им было важно все сделать круто. Так что Беларусь открылась для меня в том, насколько здесь крутые артисты.

Николай Шестак и Елена Гиренок воплотили на экране Янку Купалу и его супругу - Владиславу Луцевич. Фото: Личный архив

Николай Шестак и Елена Гиренок воплотили на экране Янку Купалу и его супругу - Владиславу Луцевич. Фото: Личный архив

- Интересно, а что-то из стихов Купалы зацепило?

- При всем желании я тогда не смог бы оценить стихи Купалы на белорусском - понял бы только слова, похожие на русские. Но при подготовке к роли мне было важно не стихи прочесть, а поймать сквозное самочувствие - самочувствие человекa, живущего на стыке веков, на стыке смены идеологий. Ты изучаешь то время, тот быт, как люди жили, о чем говорили, о чем мечтали и дополняешь это нюансами - приспособлениями, если выражаться актерской терминологией. Так роль обрастает мясом.

Скажем, с Купалой есть всего одна видеохроника - несколько секунд. Я оттуда почерпнул, какой у него взгляд, куда он падает. Но основной материал - фотографии. Понять по ним психофизику Купалы сложно, но можно. Мне эти нюансы были важны для понимания пластики поэта, но с режиссером мы их не оговаривали - я все делал так, как понимал. И, видимо, это оказалось то, что нужно. За такое доверие моя большая благодарность Владимиру Янковскому. На площадке не было споров, он ничему не учил. Перед съемками мы поговорили 15 - 20 минут про роль: узнал, каким он видит кино, и попытался понять, как обогатить видение Янковского.

Владимир Глотов, который сыграл в "Купале" Змитрака Бядулю, Владимир Янковский, поставивший картину и сыгравший Бронислава Эпимах-Шипило, и Николай Шестак (Янка Купала). Фото: Наталья Навоенко

Владимир Глотов, который сыграл в "Купале" Змитрака Бядулю, Владимир Янковский, поставивший картину и сыгравший Бронислава Эпимах-Шипило, и Николай Шестак (Янка Купала). Фото: Наталья Навоенко

Те же - на кадре из картины. Фото: Инга Муратова

Те же - на кадре из картины. Фото: Инга Муратова

«Я был шокирован, как все повторяется в истории»

- В каком возрасте сыграть Купалу было сложнее всего?

- Изначально мне отводился возраст от 20 до 50 лет. За неделю съемок сыграл и трагедии в жизни молодого Купалы, и его допросы в НКВД в 1930-м - гримеры меня старили. Про себя я думал: круто, конечно, сыграть все - вплоть до трагедии в гостинице «Москва». Но не подойдешь же к режиссеру с этим!.. А потом мне сказали: возможно, так и случится. Это, с одной стороны, сложно (не каждому артисту в 30 - 31 год дают играть 60-летнего в кино!), а с другой - ты ведь целый год живешь мыслью только об этой роли и этих обстоятельствах. Для меня было важнее, чтобы все получилось достоверно - с возрастом ведь меняются глаза, пластика. И все равно после каждого съемочного дня остаешься недоволен: смены летят, не можешь впихнуть все придуманное, чтобы обогатить роль...

Сложно было бороться и с архаичным подходом к национальному кино. По идее, вся страна должна работать на то, чтобы оно получилось. А бывало, когда снимали в музее под Минском, в 19.00 вырубался свет: охранник ставил группу перед фактом - мы закрыты, рабочий день закончился…

- Критику в интернете о том, что латыш играет белорусского поэта, ты наверняка читал…

- Конечно. Вот только фраза «художника может обидеть каждый» - не про меня. К критике отношусь с удовольствием, иронией. Но кое-что запоминается. Не секрет, что роль состоит из мелочей, деталей. Например, зная, что будет сцена, где он ставит подпись, мне важно было показать, как Купала писал, и я пытался повторить его почерк - сидел дома и вырисовывал буквы. Этот факт скупо описали в одной из статей о съемках, добавив, что я выучил пару слов на белорусском, хотя на нем был весь сценарий. Тут же пошли комментарии вроде такого: «Да Безруков Есениным жил! Он всю жизнь ему посвятил! А этот пару слов выучил…» Это причем тут?!. Или такое: «Этому человеку играть только фашиста в «Иди и смотри»…»(Смеется.) Хорошо, что не заметили, как я некурящий, на площадке курил! А ведь сразу жесткие сигареты были - «Беломорканал». Первые дни обжигал кончик языка и не мог нормально есть (смеется).

Кстати, мне кажется, есть свой плюс, что Купалу сыграл человек, не относящийся к белорусской культуре. Когда ты с детства слышишь это имя, и отношение к этому особенное, есть опасность сыграть памятник. Еще, насколько я знаю, некоторые коллеги даже отказались от роли - настолько любили Купалу, что не верили в силы «Беларусьфильма» снять что-то достойное про этого человека. Да и слухи шли, что фильм будет на русском. А как Купалу играть по-русски?

Я же попытался абстрагироваться от того, что речь о ключевой для нации фигуре. Так передо мной оказался не памятник в парке Янки Купалы и небожитель, а человек с обычными страстями и проблемами - мечтающий, желающий, любящий…

Моменты съемок. Фото: Илья Пугачев, Наталья Навоенко

Моменты съемок. Фото: Илья Пугачев, Наталья Навоенко

- В фильме есть сцена юбилея Купалы, где его стихи встречают бурной овацией. Как думаешь, с чьей популярностью можно сравнить славу Купалы в 1920-х?

- В СССР суперзвездами были артисты ленинградского БДТ или московского МХАТа. А до этого - поэты от Есенина и Маяковского до Евтушенко, Вознесенского, Ахмадуллиной и Рождественского. Вот и Купала в свое время, мне кажется, был эдаким белорусским Фредди Меркьюри. И я даже не могу сравнить его с кем-то из нынешних звезд - так, чтобы встреть, и сердце забилось. Хотя, пожалуй, если бы я встретил Аль Пачино, Роберта Де Ниро, Дэниела Дей-Льюиса, Хью Джекмана, то да, у меня затрепетало бы все, как у мальчика!

- Как думаете, «Купалу» назовут одним из ключевых белорусских фильмов начала ХХI века?

- Время покажет. Пока у фильма складывается интересная судьба - он живет своей жизнью. Премьеры не было, а свой зритель, как ни крути, у него уже появился (речь о выложенной в сеть незавершенной черновой пиратской копии. - Ред.). Да и обстоятельства в стране, возможно, влияют. Параллели порой удивительные: мы снимали за год - полтора до событий лета - осени 2020 года, но я был шокирован тем, как все повторяется в истории.

- Что ты сказал бы зрителю, который дождется полноценной версии картины? С каким настроением надо смотреть «Купалу»?

- С настроением того, что Беларусь живет и жить будет. А вообще - как любое кино. Надеюсь, «Купала» откликнется в белорусах. Мы ради этого и работали. Кино без зрителя бессмысленно.

Николаю Шестаку выпало воплотить Купалу и в молодых годах, и в почти 60-летнем возрасте. Фото: Личный архив

Николаю Шестаку выпало воплотить Купалу и в молодых годах, и в почти 60-летнем возрасте. Фото: Личный архив

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Янка Купала был де-факто вице-премьером Беларуси, а год спустя его за это арестовали. В музее классика по архивным документам БНР восстановили, как Янка Купала переходил границу с 200 кг книг и за что поэта обыскивали большевики (читать далее)

Янка Купала в первые годы БССР: Домашний арест, льготные лампочки и командировки к маме. Музей классика рассказал о биографии поэта и молодой советской республики (читать далее)

Шляпа борсалино, оксфорды и пальто лондонского франта: как Янка Купала стал самым стильным белорусским литератором. «Комсомолка» с историком моды рассматривала фотографии разных лет накануне 138-й годовщины со дня рождения классика 7 июля (читать далее)

«Купала забрал к себе из роддома сестру Бядули, чтобы спасти от гнева матери»: воспоминания 86-летнего сына Змитрока Бядули. Сейчас готовится перезахоронение классика белорусской литературы в Минске. Накануне этого события поговорили с сыном Змитрока Бядули Ефимом Плавником (читать далее)

Из мемуаров Павлины Мяделки цензура вырезала имена репрессированных и усики Купалы. В жизни заметной фигуры в белорусской культуре начала ХХ века Павлины Мяделки были польская и советская тюрьма, лечение в психбольнице, близкая дружба с Янкой Купалой и короткий брак с революционером (читать далее)

О чем писали знаменитые белорусы товарищу Сталину: «Дриндушки» Купалы, хулиганское искажение языка и колхоз в подарок. 65 лет назад умер Иосиф Сталин, который руководил СССР три десятка лет. Атмосферу, которая при нем царила в нашей стране, передают письма, что писали известные белорусы главному адресату страны (читать далее)

Интересное