Беларусь: Разбился Миг-2924 сентября 2010 12:20

Очевидец трагедии: «Самолет упал на моих глазах»

Под Ганцевичами разбился МИГ-29. Пилоты пожертвовали своими жизнями, уводя самолет от населенных пунктов.
Под Ганцевичами разбился МИГ-29.

Под Ганцевичами разбился МИГ-29.

Трагедия произошла 23 сентября в 16.20. Пилоты отрабатывали фигуры высшего пилотажа на малых высотах, во время этих плановых полетов и произошла трагедия.

Летчики погибли. Командир авиационной эскадрильи подполковник Сергей Коваленко и заместитель командира авиационного звена майор Александр Жигайло - до последнего уводили свою машину от населенных пунктов.

«Комсомолка» связалась с родным братом 29-летнего Александра Жигайло. Оказывается, год назад летчик женился и вместе с молодой женой строил дом в родном Могилеве.

- Мы с ним созванивались несколько дней назад, никакого дурного предчувствия ни у него, ни у нас не было. Для нас это крушение как снег на голову, - рассказывает Антон Жигайло. - Недавно общались с друзьями Саши, и они сами не понимают, что произошло. Говорят, шли ребята нормально, а потом ситуация резко изменилась.

- Саша летает давно?

- Около 10 лет. До этого трагического случая Саша дважды был на краю смерти. Первый раз, когда еще занимался в аэроклубе. Тогда у него отказал пропеллер. Второй раз проблемы в полете были год назад. Я уже сейчас не вспомню, что там конкретно произошло. Мама тогда тоже почувствовала беду и сильно переживала. Саша позже рассказывал, что стал молиться и это его спасло…

- Бывший военный летчик сегодня признался нам, что на технике 70-80ых годов очень трудно летать.

- Саша нам тоже говорил, что в парке есть техника, на которой опасно летать. Даже признался, что боится этих полетов. Кстати, вчера они должны были лететь на другом истребителе, но в самый последний момент оказалось, что он сломан. Им поменяли самолет, и они полетели на другом - МиГ-29.

- Сейчас некоторые говорят, что нашим летчикам не хватает опыта. Слишком мало часов налета.

- Нет, Саша очень много летал… Он был таким веселым, мы с ним только шутками и общались. Брат строил в Могилеве дом, последнее время во всем себе отказывал, набрал кредитов на строительство, но не успел…

Прокомментировать очередное падение МИГ-29 специально для «Комсомолки» согласился бывший военный летчик, подполковник военно-воздушных сил Советского Союза в отставке Василий Иванов. По просьбе летчика мы изменили его фамилию и имя.

- Я сейчас не летаю, но летал на самолетах, когда был расцвет авиации. О чем тут говорить, если самолет МИГ-29 был выпущен в 1977 году (первые машины поступили на вооружение в 1983 г., - Ред.). Если ваш сосед ездит на машине 1977 года, что вы про такой автомобиль можете сказать? А здесь речь идет о самолете. Конечно, его там где-то подделали, подмазали, но если проводить аналогию с «Жигулями», то «копейка» она и в Африке «копейка». Да, самолет этот когда-то был хорош, но это уже каменный век. Еще одна причина, по которой происходят подобные авиакатастрофы - недостаточный налет пилотов. С таким мизерным налетом с Военно-воздушных сил можно снимать все задачи. Сейчас летчики летают столько, что им нужно давать ордена только за, что они садятся в кабину самолета.

- В прошлый раз, когда в Ружанском районе разбился военный истребитель МИГ-29, мы нашли информацию, что сейчас в Беларуси находятся последние модификации самолета - конца 80-х - начала 90-х годов.

- Вы же понимаете, что «Жигули» потом пошли третей модели, шестой, но коробка осталась такой же. То же самое и с самолетом.

- На авиационных сайтах высказывают мнение, что подобные трагедии происходят из-за того, что у пилотов просто мало опыта. Когда они заканчивали учебу, был развал Союза, естественно, что авиация переживала не самые лучшие времена.

- Я тоже с этим соглашусь. К примеру, минчанин каждый день ездит на работу на машине, а потом уезжает в деревню и на полгода забывает про авто. Представляете, как он себя будет чувствовать, когда снова окажется в шумном мегаполисе в час-пик? Человек просто не может ехать! Тоже самое происходит и с пилотом. Если он не летает - это не пилот! Это камикадзе! Например, когда я был рядовым летчиком и только закончил училище, у меня в месяц было 50 часов налета. А самый большой налет у молодого командира экипажа - 90 часов в месяц. Выходит, что человек по три часа в день сидел за штурвалом. А сегодня, по моим данным, у летчиков налета 50 часов в год! И это в лучшем случае.

- Министерство обороны заявило, что пилоты ценой собственной жизни увели самолет от населенных пунктов. Хотя местные говорят, что там постоянно проходят учения.

- Есть установленные маршруты, по которым летают пилоты. Система управления воздушным движением делит: какой самолет и по какому маршруту летит, все это расписано по времени. И сидит специально обученный человек, который следит за этим самолетом и поддерживает с ним радиосвязь. Так соблюдается принцип: вижу-слышу-управляю. Вряд ли пилоты уводили самолет от населенного пункта.

Здесь дело в другом. Престиж летной профессии упал настолько, что критиковать ребят просто не поворачивается язык. У нас есть традиция - мы всегда чтим тех, кого рядом с нами нет. И не говорим про них плохо. То, что ребята полегли, пусть земля им будет пухом. Они умерли, как герои, сидя за штурвалом! Я только могу мечтать о такой смерти. Печально, что в последнее время такие случаи участились.

- Для чего пилоты делают такие сложные фигуры, после выполнения которых все так заканчивается? В этом есть необходимость?

- Если брать истребитель, то по каждому виду техники существует боевой устав. В этом документе расписано все: что нужно делать, для чего, когда и кто. Летчика тоже готовят по специальному документу, который называется курс боевой подготовки. Там расписано все от первого шага до последнего. К примеру, упражнение №1. Полет по кругу с инструктором. И так далее. Пошагово расписано, как довести пилота до соответствующего уровня обучения. Там же есть и полеты на полигоне, и полеты на предельной малой высоте. А то, что пилоты учатся летать в экстремальных условиях, так это нормально, это закономерно. Пилот должен летать в любую погоду, в любых условиях. Для этого его держат, кормят, чтобы он в любой момент мог встать грудью и закрыть брешь.

ТРАГЕДИЯ ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

23 сентября недалеко от деревни Хотыничи Ганцевичского района разбился самолет МИГ-29. В эксклюзивном интервью "Комсосолке" местный житель Иван Ерошевич рассказал, как потерпел крушение истребитель.

- Мы ехали с сыном на рыбалку. Видим, летит самолет. Сначала был слышен гул, а потом самолет пошел на снижение. Мы еще между собой пошутили: «Наверное, сейчас упадет, как-то низко он идет». Буквально прошло секунд пять и над лесом увидели клуб черного дыма, а потом он стал светло-серым. Самолет упал в шести километрах от деревни Хотыничи. Пилот сделал вираж, по-моему, он называется «бочка», развернулся и резко пошел на снижение, а потом бах! И все!

- Сколько секунд длилось снижение?

- Максимум 10 секунд.

- Над вашей деревней часто проходят учения?

- У нас в Березе и в Барановичах стоит полк. Вот они над этой местностью всегда летают. Здесь болотистая и лесистая местность, нет населенных пунктов.

- Говорят, самолет упал прямо в болото.

- Нет, там нет особых болот. Раньше там косили сено, а теперь в этом месте никто не ходит.

- Через сколько минут приехали спасатели?

- Прошло минут 10-15 и спасатели уже ехали по дороге. Подъезжали к месту авиакатастрофы из соседней деревни, потому что так было проще. Я по своей глупости решил посмотреть на упавший самолет, помочь, но заблудился. Там такое гиблое место, только зверье ходит. Когда упал самолет, казалось, что это произошло близко, но на самом деле нужно было пройти шесть километров по болоту. Пока выбирался из леса, слышал, как по дороге шли машины с сиренами.

Место падения самолета. Фото: Газета "Ганцавіцкі час"

КАК ЭТО БЫЛО

Трагедия произошла 23 сентября в 16.20. Напомним, что по сообщению пресс-службы Министерства обороны, пилоты отрабатывали фигуры высшего пилотажа на малых высотах, во время этих плановых полетов и произошла трагедия.

Причины падения выясняются, но уже понятно, что классные летчики - командир авиационной эскадрильи подполковник Сергей Коваленко и заместитель командира авиационного звена майор Александр Жигайло - до последнего уводили свою машину от населенных пунктов. Самолет упал в болотистом лесу, недалеко от райцентра Ганцевичи.

Упавший МИГ-29 был приписан к 61-й истребительной авиационной базе ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил, дислоцируемой в г.Барановичи.

Выражаем соболезнования родным и близким погибших летчиков.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Беларуси запретили все полеты на МИГ-29

24 сентября утром было принято решение о запрете на полеты истребителей МИГ-29 в Беларуси.

- Это мировая практика. Запрет продлится до первичного выяснения причин, - прокомментировал «КП» начальник пресс-службы Министерства обороны Вячеслав Ременчик.

- Сколько дней это может продлиться?

- В этом случае срок не устанавливается.

СПРАВКА «КП»

За год разбилось три белорусских истребителя

30 августа 2009 года на авиасалоне города Радом (Польша) во время выполнения фигур высшего пилотажа разбился белорусский самолет Су-27УБ. Летчики-снайперы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич погибли.Оба пилота жили в Барановичах. У 46-летнего Александра Журавлевича остались дочь и жена. А у 53-летнего Александра Марфицкого - жена и две дочери.

21 апреля 2010 года в небе столкнулись два истребителя МиГ-29, принадлежащие 927-й истребительной авиационной базе, которая находится в Березе. Один самолет разбился, летчики успели катапультироваться, второй истребитель успешно приземлился на базовом аэродроме.

23 сентября 2010 года недалеко от белорусской деревни Хотыничи Ганцевичского района разбился МИГ-29. Пилоты Сергей Коваленко и Александр Жигайло погибли. Они отрабатывали фигуры высшего пилотажа на малых высотах.

Место падения самолета. Фото: Газета "Ганцавіцкі час"