Уже 45 лет в сердце Полесья, на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, производят продукты, без которых немыслима современная цивилизация.

Начиналось все в 1975-м, когда в Мозыре на технологический режим вывели секцию 100 комплекса ЛК-6У №1 и получили первую товарную продукцию — автобензин. Почти наравне с полесской Амазонкой — Припятью — потекли в Мозырь потоки черного золота. Сырую нефть перерабатывали, получая топливо и другие нефтепродукты, Мозырский НПЗ становился в ряд успешных предприятий, зарабатывал почет и авторитет.

Тогда, наверное, и не предполагали, что в XXI век завод войдет промышленным гигантом, станет одним из важнейших предприятий независимой республики и известным брендом.

ЧЕТЫРЕ ЭТАПА РЕКОНСТРУКЦИИ — ЧЕТЫРЕ ШАГА К УСПЕХУ

90-е годы прошлого века стали переломными не только в судьбе некогда единой державы, но и Мозырского НПЗ. Объясним: неритмично и в недостаточных объемах поступало сырье, были разрушены производственные связи. В таких условиях встал вопрос о неотложных мерах по повышению эффективности производства.

На предприятии сделали выбор в пользу проведения реконструкции завода, на основе технологических процессов, обеспечивающих повышение глубины переработки нефти и получение продукции на уровне европейских стандартов качества, которая предполагала четыре этапа. Каждый этап рассматривался как отдельный самоокупаемый проект, который давал возможность создать технологическую и финансовую базу для реализации следующего.

Ключевым моментом реализации четвертого этапа реконструкции предприятия стал успешный пуск комбинированной установки каталитического крекинга (КУКК). На тот момент это был космически сложный и дорогой объект. На предприятии его называют судьбоносным каткрекингом. И не зря, ведь вывод на технологический режим новой установки стал определяющим моментом последующего развития завода.

Ее успешная эксплуатация серьезно повысила финансовую эффективность работы завода и, как следствие, предоставила возможность продолжить дальнейшую модернизацию производства.

Мы нашли медиаархивы 16-летней давности. Вот что тогда сообщали о вводе в эксплуатацию КУКК:

— Она была построена в рекордно короткие сроки. С ее запуском предприятие получило возможность выпускать ежегодно дополнительных более 1 млн тонн высококачественного топлива. При этом значительно увеличилась глубина переработки нефти. Почти 70% своей продукции завод экспортирует в страны дальнего зарубежья. В числе постоянных партнеров — Великобритания, Нидерланды, Польша, Венгрия, Германия, Латвия, Украина и др.

В тот судьбоносный год Президент Республики Беларусь в очередной раз посещал завод — он позитивно оценил итоги проведенной реконструкции, отметив, что она имеет исключительное значение и для экономики предприятия, и для республики в целом.

Забегая наперед, отметим, что в 2019 году КУКК получила второе рождение — благодаря проведенному капитальному ремонту с элементами модернизации ее мощность увеличилась больше чем на треть!

МОДЕРНИЗАЦИЯ В РЕЖИМЕ НОН-СТОП

Время идет, технологический прогресс движется стремительно, не отстает от ритма и Мозырский НПЗ. Реализация программ развития завода позволила увеличить октановое число бензинов, обеспечить содержание бензола в автомобильных бензинах на уровне требований стандартов ЕС, наладить производство бензола высшей очистки для химической промышленности страны и высокооктановых компонентов к моторным топливам, обеспечить возможность переработки различных сортов нефти. В целом — перейти на новый уровень.

Период с 2010 по 2017 год вошел в летопись предприятия как самый плодотворный с точки зрения пусков новых установок. Подумать только: всего за 8 лет в эксплуатацию было введено 12 крупных технологических объектов общей стоимостью более 1,3 млрд долларов США!

К примеру, в 2010 году пустили установку производства водорода. А уже в декабре 2011 года в эксплуатацию ввели установку гидроочистки дизельного топлива производительностью по сырью 3 млн тонн, позволившую улучшить характеристики самого популярного на тот момент в Европе нефтепродукта в соответствии с требованиями европейского стандарта для автомобилей класса Евро-5.

В 2012 году на предприятии появилась эстакада тактового налива, которая позволила повысить эффективность отгрузки товарной продукции, исключить потери нефтепродуктов и уменьшить нагрузку на экологию.

А в конце 2012 года белорусские АЗС навсегда распрощались с низкооктановым бензином «Нормаль-80», и причиной тому стал пуск на Мозырском НПЗ установки изомеризации. Она предназначена для получения высокооктанового экологически чистого компонента бензинов — изомеризата. Это позволило получить автомобильный бензин экологического класса 5 АИ-92-К5 Евро.

В 2013 году ввели в эксплуатацию установку вакуумной перегонки мазута, позволяющую повысить глубину переработки нефти и увеличить выход светлых нефтепродуктов.

Еще одним прорывным событием отмечен июнь 2016 года — начала работу комбинированная установка производства высокооктановых компонентов бензина. Комплекс уникален тем, что включает в себя сразу три установки. Он дал возможность значительно увеличить объем производства бензина с октановым числом 95 и более, отказаться от закупки по импорту дорогостоящих высокооктановых компонентов бензина, а впоследствии — и реализовывать их как самостоятельный продукт. То есть завод решил для себя очень важный вопрос -импортозамещения.

Отметим, что в том же 2016 году на Мозырском НПЗ появились еще две новые установки! А в конце декабря 2017 года завершилась модернизация действующей установки гидроочистки дизельного топлива, позволившая улучшить низкотемпературные свойства дизельного топлива и расширить ассортимент выпускаемого зимнего дизельного топлива.

H-Oil — БЕЛОРУССКИЙ УНИКУМ

А что дальше? На Мозырском НПЗ продолжают реализовывать программу развития, в основе которой — концепция по производству моторных топлив в соответствии с перспективными европейскими стандартами. И дальнейшее увеличение глубины переработки нефти.

На финишной прямой реализация самого масштабного в истории белорусской переработки проекта — строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-Oil). Комплекс начали возводить в 2014 году. Аналогов этого мегаобъекта в мире — единицы. Прогнозная стоимость инвестпроекта впечатляет особенно — свыше 1,3 млрд долларов. Основная часть нестандартного высокотехнологичного оборудования для H-Oil изготавливалась по спецзаказу в единичных экземплярах и поставлялась в Мозырь со всего мира.

Немалые затраты с лихвой оправдаются. Эксплуатация проекта позволит Мозырскому НПЗ увеличить выход светлых нефтепродуктов до 70% и повысить глубину переработки нефти до 90%, при этом значительно снизить производство товарного мазута, обеспечив его выпуск в соответствии с требованиями европейского стандарта ISO 8217.

Производственные мощности строящегося комплекса будут способны перерабатывать 3 млн тонн сырья в год. Новый комплекс станет местом работы более чем для 250 специалистов.

В ЧИСЛЕ САМЫХ РАЗВИТЫХ НПЗ В МИРЕ

Пусть время постоянно подбрасывает новые вызовы, техническая оснащенность завода сегодня такова, что он способен оставаться конкурентоспособным в любых условиях. По оценкам специалистов, индекс Нельсона (рейтинг сложности НПЗ) для Мозырского нефтеперерабатывающего завода уже сейчас составляет 9,73. А после завершения строительства комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков этот показатель эффективности работы завода составит 11,81 — как на самых развитых НПЗ в мире.

Успехи завода сегодня — прочная стартовая площадка для реализации самых смелых планов в будущем. С постоянной реконструкцией и модернизацией связывают и все долгосрочные перспективы. На заводе уже прорабатывают стратегию развития до 2030 года.

С Мозырским НПЗ хотят сотрудничать, достижения предприятия рассматривают, изучают западные прогрессивные партнеры, ведущие лицензиары проектов. Это говорит о том, что Мозырский НПЗ отвечает всем требованиям мирового уровня.

НОВЫЕ ПРОДУКТЫ И УВЕЛИЧЕНИЕ МОЩНОСТЕЙ

Мозырский НПЗ, обеспечивая потребности страны в нефтепродуктах, до 70% от общего объема выпускаемой продукции сегодня экспортирует. Нефтепродукты производства Мозырского НПЗ пользуются спросом более чем в 20 странах.

Непрерывная модернизация производства позволяет расширять ассортимент выпускаемой продукции.

Сегодня предприятие выпускает около 40 видов продукции, а 45 лет назад их было всего 7.

Только за последний год Мозырский НПЗ вывел на рынок метил-трет-бутиловый эфир и алкилат как самостоятельные продукты, кубовый продукт каталитического крекинга. Увеличили производство 95-го бензина. Выпустили бензин с октановым числом 98 и 100. АИ-100-К5-Евро — современное топливо повышенного качества.

Получение новых видов товарной продукции стало закономерным результатом по планированию и реализации мероприятий, направленных на оптимизацию производства.

Также за счет оптимизации процессов теперь завод выпускает четыре вида АИ-92 (с оксигенатами и без оксигенатов, с различными давлениями насыщенных паров).

Кстати, не так давно на автозаправках «Белоруснефти» появилось брендовое топливо FLAGMAN — это новый вид топлива премиум-класса, выпущенный на базе высокооктанового бензина АИ-95-К5-Евро производства Мозырского НПЗ.

Современная технологическая схема завода позволяет выпускать товарную продукцию, соответствующую самым жестким требованиям национальных и европейских стандартов. Очень важно, что на всех стадиях производственного процесса Мозырский НПЗ проводит многоступенчатый лабораторный контроль качества нефтепродуктов(в том числе полуфабрикатов, компонентов) на соответствие требованиям государственных и международных стандартов аккредитованной и сертифицированной лабораторией с выдачей паспортов качества. Отгруженный потребителю продукт проходит дополнительный контроль. Для подтверждения качества по каждому направлению отгрузки оформляется и хранится арбитражная проба. Все эти факторы исключают возможность поставки некачественной продукции.

ДЕСЯТКИ НАГРАД, ОТМЕЧАЮЩИХ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО

Начиная с 2002 года Мозырский НПЗ является лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь в области качества, получив эту награду уже пять раз. Из самых значимых достижений — дипломы конкурса «Лучший экспортер года», диплом 8-го Международного турнира по качеству стран ЦВЕ, премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг и многие другие. В итоге на счету завода — десятки наград, отмечающих высокое качество продукции предприятия. Не зря он является обладателем логотипа «Лучшие товары Республики Беларусь».

голосование
Редакция выбрала для подборки самые крупные бренды, появившиеся в СССР и перекочевавшие на территорию Беларуси. Вы можете проголосовать за несколько номинантов